Сейчас

+6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+6˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 5

0 м/с, штиль

772мм

74%

Подробнее

Пробки

1/10

Кто и сколько заплатит за ВСМ. Стала известна формула магистрали Москва — Петербург

43434
Фото: Лев Федосеев / ТАСС
ПоделитьсяПоделиться

На совещании с президентом России Владимиром Путиным министр транспорта Виталий Савельев рассказал о деталях строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Расходы потянут на 2 триллиона, концессионер уже известен, и это в том числе Петербург.


Совещание состоялось 15 февраля. Согласно докладу Савельева, строительство отдельной пассажирской линии для ВСМ позволит вернуть грузовое движение на основной ход между Москвой и Петербургом, что в 2030 году даст допэффект в 30 млн тонн грузов (общий объем составит 74 млн тонн).

Кроме того, министр напомнил, что время поездки составит всего 2 часа 15 минут, а из Петербурга в Великий Новгород можно будет доехать за 29 минут. Поезда будут ходить с интервалом 10–15 минут, и к 2030 году пассажиропоток между Петербургом и Москвой увеличится на 35% — до 43,4 млн пассажиров, из которых на ВСМ придется 23 млн. Это скажется на загрузке самолетов, так как отток пассажиров авиакомпаний составит 14%: на ВСМ должны перейти 3,2 млн человек, что не является критичным, борта перераспределят на другие направления.

Как будут строить


Сам проект, рассказал Савельев, поделен на 2 части. Участок Петербург — Зеленоград будут строить по принципу концессии, его стоимость — 1,755 трлн рублей. Выходы из Москвы, в свою очередь, будут реализовывать в рамках инвестпрограммы РЖД, на них потратят 221 млрд рублей (40 млрд уже вложены). Закупка подвижного состава потребует 148 млрд рублей — на первую партию из 28 поездов в 2028 году; уже понятно, что это будут вагоны отечественного производства, среди предприятий, на которые ориентируется Минтранс, Савельев назвал «Синару» и «Трансмашхолдинг», проектирование ведется с 2020 года.

При определении финансовой модели основного — концессионного — участка рассматривали 4 варианта и 8 сценариев. Они различались в том числе размером участия ФНБ — 0 рублей, 300 млрд рублей или 580 млрд рублей. Реализуемым Савельев назвал последний, заявив, что просто привлечь заемное финансирование на полтора триллиона не получится — из-за лимита на одного заемщика и из-за нехватки ликвидности у банков.

В итоге базовая структура финансирования выглядит так:

  • 218,5 млрд — взносы в уставный капитал концессионера;
  • 290 млрд — облигации пенсионного фонда «Газфонд»;
  • 903,8 млрд — кредит от «Сбербанка», ВТБ и «Газпромбанка»;
  • 609 млрд — поддержка государства, из которых 580,6 млрд — займ ФНБ под 3% с полным возвратом к 2050 году, остальное — капгрант на выкуп земельных участков;
  • 299,4 — субсидия из бюджета в 2028–2038 на поддержку операционной деятельности концессионера на начальном этапе эксплуатации линии (69,1 млрд до 2030 года).

Кто это будет?


Савельев назвал компанию-концессионера — «ВСМ Две столицы». ООО с таким названием создано 12 января, уставный капитал пока — 10 млн рублей. Гендиректором является Дмитрий Гаврилов, в котором СПАРК узнает бывшего соучредителя небольшой компании «Савант», «Нэйчурал Ресурс Стратеджикс», а также Федерации кендо в городе Москве. Он же директор УК «ВСМ Две столицы», которая является единственным акционером одноименного ООО. Собственники УК не раскрываются, зарегистрирована она в Чертаново, из любопытных соседей — крупный концессионер по трассе «Москва — Минск» АО «Главная дорога».

По данным «Фонтанки», в соучредителях концессионера ждут оба города — Москву и Петербург, предполагается, что они сделают вклад в 50 и 20 млрд рублей соответственно. Там же — РЖД, от них ждут почти 90 млрд. Еще 19 млрд — некие грузоперевозчики. Обсуждается участие Тверской и Новгородской областей. Банки в число учредителей войти не должны. Концедентом будет Росжелдор — то есть именно он будет представлять государство в этом партнерстве.

Уже вот-вот?


Савельев подчеркнул, что опытный образец подвижного состава нужен уже в 2026 году для проведения испытаний и сертификации. В связи с этим необходимо делать заказ производителю и модернизировать его мощности. Это значит, что концессионное соглашение на строительство надо подписывать в ближайшее время: министр назвал апрель 2024 года. Кроме того, Савельев просил поддержать выделение средств из бюджета и ФНБ (в частности, на выкуп участков в 2024 году требуется 3 млрд).

Еще несколько решений необходимо принять совету директоров РЖД: включить в инвестпрограмму на этот год 8 млрд рублей на завершение проектирования и предусмотреть необходимое финансирование для строительства выходов из городов — 248,7 млрд.

Также Савельев заявил, что потребуются изменения в Налоговый кодекс для применения ставки НДС в 0% к перевозкам и организации перевозок, а также для исключения из расчета налогового потенциала субъектов налога на имущество при реализации проекта.

Кроме того, министр просил поддержать рыночное регулирование стоимости билета для проезда по ВСМ, так как она будет определять окупаемость проекта. Он признал наличие рисков при строительстве ВСМ, однако подчеркнул, что эффект от успешной реализации проекта перекроет все расходы.

«Доклады и слайды — это хорошо, но главное, чего ждали от этого совещания, прозвучало в начале», — говорит осведомленный собеседник «Фонтанки». «Нам всё равно нужно строить дополнительные мощности на Октябрьской железной дороге — сказал президент, открывая заседание. — То, что мы говорим, — это не просто какие-то игрушки, хотелки. Всё равно надо будет развивать эту часть железных дорог». Кроме того, он добавил, что «строительство высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом — это только начало».

Фото: Лев Федосеев / ТАСС

ВСМ Москва — Петербург планируют построить к 2028 году, однако руководство РЖД говорило о 2030-м. Предполагается, что новая железнодорожная магистраль сократит время пути между столицами до 2 часов 15 минут. Подробнее — читайте на «Фонтанке».

Под строительство уже передают участки в Петербурге, есть несколько распоряжений Росжелдора об изъятии земель у юрлиц под эту задачу — в том числе под будущий терминал для приема и отправки поездов у Московского вокзала. Самым резонансным должно стать изъятие участков, на которых стоят жилые многоквартирные дома Фарфоровского поста. Некоторые их жители вошли в неформальную коалицию «Бездомный Петербург», где состоят также владельцы квартир в других кварталах приговоренных к сносу зданий.

ЛАЙК13
СМЕХ36
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ18
ПЕЧАЛЬ4

Комментарии 159

IIirnnw83340nsd25 Апр 2024 в 18:46
Окупаемость ВСМ Москва-Петербург

Сравним на примере самого скоростного городского транспорта - метро
В москве самая длинная некольцевая ветка метро примерно 45км

тот кто работает на окраине и приезжает в центр использует толко 50% длины ветки

А стоимость проезда сегодня составляет 60 рублей

Получается примерно 2-3 рубля на км
Допустим при стоимости 10 рублей на км мы сможем сделать комфортные вагоны разгоняющиеся до 400 км/ч

Которые будут перевозить примерно 600 человек за 2 часа на расстояние 634 км за 6500 рублей

Тогда компания заработает при 20 рейсах в день туда-обратно

6500х600х20х2= 156 млн рублей в день оборот

Допустим 10% от оборота идет инвесторам в качестве дивидендов

57 млрд оборот за 1 год без учета продажи еды и рекламы в поезде.

При стоимости строительства 2300 млрд. рублей
По обороту он окупится за 40 лет

А по чистой прибыли лет 200

Но учитывай что каждые 10 лет рубль девальвируется в 2 раза

То стоимость билетов будет расти и соответственно оборот будет рас

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close