Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город На бензине въезд запрещен. Смольный хочет закрыть центр города для неэкологичного транспорта

На бензине въезд запрещен. Смольный хочет закрыть центр города для неэкологичного транспорта

37 213
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив /коллаж

Чиновники намерены форсировать перевод на газ, водород и электричество не только общественного, но и частного транспорта. Но экологические грезы рискуют упереться в отсутствие инфраструктуры.

О том, что власти Петербурга могут запретить въезд в исторический центр города автомобилям с бензиновыми и дизельными двигателями, рассказал «Фонтанке» вице-губернатор Евгений Елин 6 ноября. По его словам, этот пункт может быть включен в соглашение Смольного с «Газпромом» о развитии сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АНГКС) в Северной столице.

Предложение внес экономический блок. По мнению чиновников, такая мера поможет стимулировать развитие экологических видов транспорта — электромобилей, а также машин с двигателями на водороде и газе.

В качестве возможного старта реформы обсуждается 2023 год, но более вероятен 2025-й. Ограничения будут вводиться поэтапно. Начнут с грузовиков и такси. Следом доступ в центр ограничат для автобусов с двигателями на бензине и дизеле. Затем очередь дойдет и до частного транспорта, отметил Евгений Елин.

В день смерти знаменитого писателя Михаила Жванецкого нельзя не отметить, что экономический вице-губернатор, судя по всему, так и не послушал мнение «начальника транспортного цеха», то есть Максима Соколова. В аппарате транспортного вице-губернатора «Фонтанке» подтвердили, что «переход городского автобусного парка на экологические виды топлива сегодня прорабатывается». «Буквально на днях мы получили новый белорусский автобус на газомоторном топливе, в декабре он будет в тестовом режиме работать на улицах города», — отметили в аппарате Соколова. А вот ограничения на въезд любого вида транспорта в центр города транспортный блок пока не обсуждал. «Такая возможность не рассматривается», — подчеркнули собеседники «Фонтанки».

Но у экономического блока припасен весомый аргумент. Заботу об экологии чиновники искусно соединили с главным хитом 2020 года — пандемией коронавируса. Петербург стабильно входит в пятерку городов с максимальным объемом выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильного транспорта, сообщил Евгений Елин в ходе торжественного открытия АНГКС «Газпрома» на ул. Салова 6 ноября. Примерно 50–90% частиц в выхлопе дизельных двигателей имеют ультрамелкий размер, что способствует их свободному проникновению в ткани легких. «Сегодня борьба с вирусом — это не только производство лекарств и развитие медицинской системы, но и чистота воздуха. Открытие газомоторных заправочных станций — это большой вклад в борьбу за наше здоровье», — заявил он.

Сначала автобусы, потом заправки

Предложенные нововведения не выглядят на 100 процентов несбыточными. Ограничения для грузовиков — не такое уж новшество. Уже сейчас внутри КАД запрещено свободное движение грузовых машин с массой от 8 тонн: для них нужно получать специальный пропуск. А с 1 января будет введён запрет на движение грузового транспорта экологического класса «Евро-3» и ниже.

Планы по газификации общественного транспорта в Петербурге облечены в правительственные документы с 2014 года. «Фонтанка» подробно описывала экологические грезы Смольного, но на проектные мощности программа так и не вышла. Уже сейчас по улицам должны были ездить 619 автобусов на газе. Пока их у «Пассажиравтотранса» вчетверо меньше — 163, еще 65 моделей ЛиАЗ должны приехать до конца года.

В следующие три года, по данным «Фонтанки», также планируется закупка еще 93 газовых автобусов: если разбивать по годам, то 54, 26 и 13. Приобретать их будут, как уже заведено в Смольном, в лизинг, общая стоимость составит 1,8 млрд рублей. По крайней мере, из этого исходил комтранс во время обсуждения бюджета: сейчас в нем заложено по 753 млн рублей для «Пассажиравтотранса» ежегодно.

Судя по последним новостям, к газификации транспорта будут привлекать не только городского перевозчика, но и коммерсантов. Тут чиновники решили пойти единственным квазирыночным путем — через конкурсные условия. Накануне «Фонтанка» рассказывала, что уже в 2020 году будут разыграны семь маршрутов: № 14, 75, 84, 94, 182, 193, 330. В минимальные требования к участникам вписали директивно: вид топлива — газ. В марте 2021-го Смольный намерен расторговать всю маршрутную сеть, которую сейчас обслуживают частники; автобусы по новым контрактам поедут еще через полтора года. На прямой вопрос, будут ли это исключительно газовые машины, в комтрансе отвечают: «Будем опираться на развитие газозаправочной инфраструктуры».

В экономическом блоке смотрят на газификацию общественного транспорта более оптимистично. «Это будет увязано с транспортной реформой. В любом случае контракты на семь лет будут заключаться с условием использования экологического топлива», — сказал Евгений Елин.

Что касается инфраструктуры, то здесь надежды возлагаются на «Газпром». Как раз 6 ноября газовый гигант торжественно открыл очередную газовую заправку на ул. Салова. Но это всего лишь седьмая по счету стационарная точка в городе (также работают две передвижные).

Действующее соглашение с городскими властями обязывает «Газпром» до конца 2023 года ввести в эксплуатацию в общей сложности 25 АНГКС. В основном они будут располагаться вблизи автопарков, поскольку городские автобусы пока являются основными потребителями газового топлива. Но, как сообщил заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Виталий Маркелов, компания готова пересмотреть свои планы в бОльшую сторону. В новом соглашении с Минпромторгом РФ и Смольным общее количество газовых заправок может увеличиться до 40.

Пока речь идет о компримированном природном газе (КПГ). Но на этом газовый гигант не собирается останавливаться. Следующим этапом будут станции с сжиженным природным газом (СПГ) и водородным топливом, отметил Маркелов.

Сколько газовых заправок потребуется городу в случае запрета на въезд в центр транспорта на традиционном топливе, чиновники предсказать не готовы. «Это зависит от потребности и темпа перехода. Можно построить сколько угодно, если будет спрос», — заявил Евгений Елин. Но развивать инфраструктуру с другими партнёрами Смольный пока не планирует. «Необходимости не увидели. Предложений от других компаний не поступало. От добра добра не ищут», — пояснил вице-губернатор. Впрочем, у Смольного все-таки есть опыт такого сотрудничества. «Пассажиравтотранс» буквально накануне начал испытания нового автобуса МАЗ-203945 на сжиженном природном газе. О заправке на время теста, как сообщили на предприятии, договорились с компанией «Новатэк».

С водородным транспортом в Петербурге дело движется еще медленнее, чем с газовым. Так, проект «Пассажиравтотранса» — обкатать автобус на водороде — пока встал в «пандемическую пробку». Напомним, в феврале предприятие сообщило, что намерено испытать такую технику португальского производителя Caetanobus, который поставляет подвижной состав в Лондон. Сети водородных станций в городе нет, так что к участию привлекли ФГУП «Крыловский государственный научный центр», у которого есть опыт заправки и хранения такого топлива. В итоге из-за коронавируса никакой «водоробус» до Петербурга так и не доехал.

Что касается частного транспорта, тот здесь Смольный видит партнером корейский концерн Hyundai. Битопливные автомобили, которые смогут ездить не только на газе, но и на обычном бензине, сейчас проходят испытания. Автомобили корейский марки на водородном топливе могут использовать в городском каршеринге.

Несколько лучше ситуация с электроинфраструктурой. Еще зимой комитет по энергетике опубликовал проект программы по установке таких зарядных станций. На тот момент в городе было 63 электрозаправки: 40 из них эксплуатировало «Ленэнерго», 6 стояли в дилерских центрах производителей электромобилей, 17 — на площадках бизнес-центров, отелей и ТРК. Согласно программе, в 2020 году должны появиться 23 новые станции, 20 из них — со стороны «Ленэнерго». Однако сейчас компания эксплуатирует лишь 49 — с учетом и Петербурга и Ленобласти. В следующие 3 года должны появляться по 3 новые станции.

Смольный исходит из следующего: в городе около 250 электрических транспортных средств: 110 автомобилей, 125 троллейбусов с увеличенным автономным ходом, 10 электробусов. К концу 2020 года ждут уже 325 единиц, а в 2023-м — 596: 311 электромобилей, 265 троллейбусов, 60 электробусов. Насколько это реально, сложно сказать. К примеру, сейчас в городе курсируют лишь десяток электробусов, они обслуживают 128-й маршрут. В губернаторской поправке к бюджету 2021 года появились 200 млн на проектирование специального автопарка в Красногвардейском районе на 400 машин, но сами электробусы пока прибывают сюда исключительно на разведку. Очередной МАЗ, прибывший на испытания, представили на этой неделе.

Особая транспортная судьба исторических районов Петербурга — это неизбывный сюжет Смольного. «Фонтанка» неоднократно рассказывала, какие возможные сценарии чиновники рисуют для того, чтобы разгрузить центр. Среди прочего в комплексной схеме организации дорожного движения значились односторонние улицы, расширение платной парковки, а также ограничение скорости до 50 и 30 км в час в зависимости от района. Самый резонансный вариант — платный въезд в центр. Летом 2020 года эта тема ожила после высказывания одного из сотрудников КРТИ, который сообщил, что освобождение центра от транспортного движения содержится в городской транспортной стратегии, а платный въезд рассматривается в перспективе. Чтобы успокоить поднявшуюся волну, пришлось вмешиваться председателю комитета Андрею Левакину, который подчеркнул, что сейчас такой сценарий не рассматривается.

Галина Бояркова, Николай Кудин,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
84
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях