Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Образ жизни Мультимедийное интервью фонтанка pro «Смотрю в Новый год с оптимизмом». Гендиректор СК «Капитал-полис» подводит итоги 2024-го

«Смотрю в Новый год с оптимизмом». Гендиректор СК «Капитал-полис» подводит итоги 2024-го

11 896
Источник:

Как страховой бизнес России пережил вызовы 2024 года? Как изменились цены на страховые полисы и что с ними будет дальше? Какие услуги сейчас пользуются наибольшей популярностью у жителей нашей страны и как сферу меняют новые технологии?

На эти вопросы «Фонтанке» ответил генеральный директор страховой группы «Капитал-полис» Алексей Кузнецов.

— Алексей Николаевич, каким был уходящий год, если рассказывать о нем глазами страховщика? Какие тенденции вы видите на рынке?

— В целом, результаты неплохие. У нашей компании, по итогам 11 месяцев 2024 года, рост страховой премии составит 15−20%.

Что касается ситуации вообще: Центробанк совсем недавно опубликовал статистику за 9 месяцев нынешнего года. Согласно ней, за это время рынок в целом вырос на 46%.

— Какие сферы страхования демонстрируют наибольший рост?

— Объемы страхования жизни увеличились существенно. Наша компания этой сферой не занимается, но эксперты связывают ее популярность с появлением программ накопительного и инвестиционного страхования.

Вкратце: в этом случае договор заключается на длительный срок, и если за это время страховой случай не наступает, в конце срока страховая компания возвращает плательщику внесенные деньги с процентами.

Такое страхование люди воспринимают альтернативой вложениям в фондовый и финансовый рынки.

— А какой рост продемонстрировали другие сегменты?

— Рынок ДМС в России увеличился на 38%, страхования грузов — на 30%, КАСКО — на 20%. В Петербурге все эти направления тоже выросли: на 20%, 33,5% и 10% соответственно.

— Вы сказали, что выросли объемы страхования КАСКО и грузов. Фактор всё тот же — инфляция?

— В случае с грузами — да. Грузы становятся дороже, на это напрямую влияет и девальвация. Но кроме того, усложняются логистические цепочки. И это приводит к тому, что страховать грузы начинают те продавцы и перевозчики, которые раньше этого никогда не делали.

В случае с КАСКО важную роль сыграло еще и увеличение продаж автомобилей. По предварительным оценкам, в этом году авторынок вырос более чем на 50% по сравнению с 2023-м. Но, конечно, сказалась также инфляция: выросли цены на машины и на запчасти. Всё это естественным образом приводит к увеличению объемов страховой премии по КАСКО.

— Насколько в среднем стала выше стоимость страхового полиса ДМС?

— Стоимость полисов ДМС увеличилась на 10–15%. Первая причина очевидна — опять же рост цен. Мы внимательно анализировали, как в течение года изменялась цена медицинских услуг. В среднем они подорожали примерно на 10−20 процентов по сравнению с прошлым годом. А в отдельных медицинских центрах — аж на 50% для страховых компаний.

Вторая причина — кадровый «голод». Он побудил выходить на рынок тех работодателей, которые раньше своих сотрудников никогда не страховали. ДМС для них стало способом привлечь работников.

— Вы упомянули кадровый «голод». Сами страховые компании с ним тоже столкнулись?

— Конечно. Наиболее остро проблема затронула медицинский персонал. Медцентрам не удается быстро закрывать вакансии врачей и медсестер.

В страховых компаниях проблема менее острая, но всё равно существует. Если раньше мы находили специалистов за пару месяцев, то сейчас на это может уходить квартал и даже больше.

Единственный способ с этим бороться — повышать производительность труда.

— Несмотря на все вызовы, которые вы упомянули, платные услуги в медицинском центре «Капитал-полис» остаются довольно бюджетными.

— Да, потому что мы ориентированы на среднестатистического человека, застрахованного по ДМС. Поэтому у нас средние цены на медицинские услуги — и мы стараемся придерживаться этого подхода.

При этом наша цель на ближайшее время — модернизация. Мы уже начали новую инвестиционную программу: будем закупать более современное оборудование и делать в медицинском центре ремонт.

Нам хочется, чтобы клиенты — повторюсь, в большинстве своем это обычные сотрудники — ощущали, что их у нас обслуживают по уровню VIP.

— А какие услуги по ДМС наиболее востребованы у людей сегодня?

— В основном, программы, где есть амбулаторная помощь, вызов врача на дом, вызов скорой помощи и экстренная госпитализация. Некоторые работодатели включают еще плановую госпитализацию и услуги стоматологии.

— А как насчет профилактики? Кажется, что в последнее время как никогда востребованы чекапы.

— Включение профилактических услуг в страховые программы значительно увеличивает их стоимость. Ведь страхование — это не абонемент в фитнес-клуб: оно нужно для страховых случаев, которые происходят неожиданно.

Однако профилактика — действительно очень популярное направление сегодня. В связи с этим мы запустили специальную программу «Здоровая команда» для компаний, сотрудники которых по закону обязаны периодически проходить профессиональные осмотры.

Такие осмотры мы трансформировали в профилактические. Работники компаний приходят в сеть медицинских центров «Медкомиссия № 1» (это наша партнерская организация), и если у них выявляют заболевание, мы предлагаем пройти дополнительное обследование в рамках полиса ДМС.

— Правда ли, что ваша компания почти полностью отказалась от физических пластиковых полисов?

— Мы действительно внедряем цифровые технологии во все три основных для нас направления: ДМС, КАСКО и страхование грузов. Эту концепцию в компании называем SMART.

В ее рамках, например, создали «умный» телеграм-бот: он ориентирован на помощь клиентам, попавшим в ДТП. Разработали мобильное приложение, в котором у каждого клиента есть электронная карточка с историей болезни. А еще HR-кабинет, с помощью которого соответствующие службы компаний могут общаться с отделом «Капитал-полиса» по работе с клиентами.

Сейчас трудимся над новой разработкой для тех, кто страхует у нас грузы: создаем удобный онлайн-калькулятор, который позволит продавцам быстро рассчитать размер страховой премии с учетом всех нюансов и оформить страховой полис.

При этом у нас всё равно остаются клиенты «олдскул»: те, кому больше нравятся прямые звонки, а не общение с ботом, для кого пластиковый полис удобнее, чем электронный. Им мы предоставляем услуги в традиционном формате — придерживаемся индивидуального подхода в этом вопросе.

— По вашим ощущениям, стоимость страховых полисов будет расти и в 2025 году?

— Специалисты из Минфина и Центрального банка называют нынешнее состояние экономики России перегретым и с помощью повышения ключевой ставки пытаются ее охлаждать.

Мы, безусловно, смотрим на это позитивно: благодаря этому рост цен может приостановиться или, по крайней мере, стать менее активным, чем был в этом году. Но главное, чтобы охлаждение экономики не превратилось в ее заморозку.

— Подытоживая: с каким настроением вы смотрите в 2025 год?

— Конечно, меня немного беспокоит возможность охлаждения рынка. Кроме того, есть регуляторные вызовы: с 1 января 2025 года страховые компании будут обязаны предоставлять финансовую отчетность по новому стандарту МСФО 17, и это неизбежно обернется для нас дополнительными расходами.

Но я надеюсь, что благодаря этому наша сфера станет еще более прозрачной, надежной, финансово устойчивой. Сильные компании, которые этим критериям соответствуют, точно останутся на рынке. Поэтому я смотрю в новый год с оптимизмом.

Реклама. ООО «СК «Капитал-полис», ИНН 7838066700

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5