Мировой рынок авиаперевозок, рухнувший из-за пандемии коронавируса на
Экономический анализ влияния пандемии COVID-19 на гражданскую авиацию опубликовала Международная организация гражданской авиации (ИКАО), подведомственная ООН. Перевод на русский появился 18 мая на сайте Росавиации.
Главный вывод исследования: за три месяца пандемии индустрии нанесен сокрушительный удар, равного которому история не знала. Так, мировой рынок в феврале потерял
На общем фоне показатели России выглядят не так страшно: в феврале общий объем перевозок просел всего на
Но провал все равно меньше, чем у других стран. Так, по абсолютному количеству потерь Россия оказалась лишь на 19-м месте, тогда как наибольший урон понесли США (22,9 млн кресел) и Великобритания (22,3 млн кресел). В процентном соотношении больше всего пострадали Китай (
Но есть хорошая новость: дальше падать уже некуда и, по мере снятия карантинных ограничений, международные воздушные перевозки будут восстанавливаться. Какими темпами будет происходить набор высоты — один из главных вопросов, на которые попытались найти ответы эксперты ИКАО.
Сценарии прошлых эпидемий, в частности атипичной пневмонии, бушевавшей в 2003 году, применить к ситуации 2020-го не удалось. Тогда годовые доходы перевозчиков в Тихоокеанском регионе упали на
Перспективы восстановления анализировались в разрезе шести макрорегионов: Европа (включая Россию), Азия и Тихоокеанский регион, Ближний Восток, Африка, Северная Америка, Латинская и Америка и Карибский бассейн. Отдельно оценивались внутренние и международные перевозки. Прогнозы делались для предложения (количество кресел), спроса (количества пассажиров) и объемов рынка в деньгах.
Выбирая из четырех вариантов рецессии, аналитики остановились на двух: V-образном (короткий период острого экономического спада, сопровождаемый быстрым/плавным восстановлением) и U-образном (длительное сокращение и медленное восстановление). За скобками исследования остались классическая депрессия (L-образная кривая) и двойной спад (W-образная модель).
По мнению специалистов ИКАО, при оптимистичном сценарии, мировой рынок уже в мае оттолкнется от дна и начнет набирать высоту. К концу года, если спрос ответит взаимностью, предложение будет отставать от показателей 2019 года всего на
В целом по году перевозки упадут на
Перспективы восстановления в разрезе стран ИКАО не дает. При оптимистичном сценарии европейский рынок (включая Россию) к декабрю почти вернётся к запланированным показателям. Отставание как по внутренним, так и по международным перевозкам составит около 10%. Зато в наиболее пессимистичном варианте индустрия заложит крутое пике: даже к концу года объемы заграничных перелетов будут на
При этом спрос будет отставать от предложения. Так, по расчету ИКАО, в декабре европейские авиакомпании собирались перевезти на внутренних и международных рейсах примерно 87,5 млн пассажиров. При наиболее благоприятном стечении обстоятельств услугами авиакомпаний воспользуются 84% из них. При самом негативном развитии событий — лишь
Таким образом, совокупные потери европейской авиации в 2020 году составят от 66 до 116 млрд долларов. Из них 56–98 млрд долларов — от снижения международных перевозок, 10–18 млрд долларов — от внутренних.
По какому именно пути будет развиваться ситуация, эксперты пока предсказать не берутся. Тот или иной сценарий может реализоваться в зависимости от «продолжительности и магнитуды вспышки [инфекции] и сдерживающих мер, доступности государственной поддержки, потребительского доверия и экономических условий». Кроме того, как подчеркивают аналитики, при оценке не учитывались требования социальной дистанции в самолете и другие подобные ограничения.
В России за подобные меры безопасности высказался Роспотребнадзор, против — Минтранс. По мнению главы ведомства Евгения Дитриха, если сажать людей через одного, цены на билеты взлетят до 70 тысяч рублей. «Это определенного рода баланс. Можно каждого одеть в костюм химзащиты, противогаз, и это точно будет безопасно. Только в таком виде никто никуда не поедет», — заявил он.
Вопрос, какой из сценариев ИКАО наиболее применим к российскому рынку, пока открыт. Но можно предположить, что речь пойдет о медленном U-образном для международных и быстром V-образном для внутренних направлений.
При полном отказе от зарубежных маршрутов, за исключением вывозных рейсов, число перелетов по России в апреле сократилось на
Минтранс надеется возобновить и международные полеты уже в летнем сезоне, но точных сроков пока не называет. Оптимизм разделяют финский Finnair и Swiss («дочка» Lufthansa), заявившие о намерении летать в Москву и Петербург. Правда, Европа пока открывает лишь внутренние границы, а о готовности принимать россиян сообщили только несколько стран, включая Исландию, Турцию, Грецию, раздумывают Болгария и Кипр.
Ранее совокупные потери отечественной авиаотрасли в 2020 году оценивались в 70 млрд рублей. Государство готово возместить треть этой суммы: субсидия из резервного фонда составит 23,4 млрд рублей. Пока одобрение получил только «Аэрофлот» на помощь в размере 8 млрд рублей. На рассмотрении в Росавиации находятся документы от Smartavia, «Уральских авиалиний», S7, AZUR air, «Азимута» и Red Wings.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»