Чем закончится анабиоз петербургского автопрома, опасается ли Смольный инфляции и как собирается поддерживать горожан и бизнес — об этом «Фонтанка» поговорила с финансовым вице-губернатором Петербурга Алексеем Корабельниковым.
На чем зарабатывает город
— Власти Москвы подсчитали, что в 2022 году экономика столицы сократится на
— По результатам 7 месяцев 2022 года мы видим значимый прирост по доходам городского бюджета — более 250 млрд к аналогичному периоду прошлого года. При этом рост наблюдается по всем доходным источникам.
Главный драйвер — налог на прибыль, годовой план по которому на сегодняшний день уже перевыполнен.
Отраслевой разрез также выглядит позитивно. По итогам первого полугодия фиксируем рост почти по всем отраслям, и приличный: у 17 из 21 направления прирост составляет более
Вместе с тем надо понимать, что налоговые поступления имеют определенную инерцию, платятся за истекший период. Этим объясняется существенный рост налогов в первом квартале, когда шли платежи по итогам 2021 года. Во втором квартале темпы роста замедлились, а в отдельных случаях и вовсе мы видим закономерное падение. В частности, у автозаводов платежи в городскую казну во втором квартале сократились более чем на
Показательны также итоги июля. В этом месяце темп роста налоговых доходов составил
Мы ожидаем, что во втором полугодии темпы роста доходов снизятся. Несмотря на это, сформированная ранее «подушка безопасности» позволяет нам достойно отвечать на все вызовы текущего года, а также внушает уверенность в том, что все основные задачи, поставленные при формировании бюджета на этот год, будут решены.
— И какой итоговый прогноз по доходам?
— Полагаю, что, несмотря на вероятное увеличение расходов в рамках осенней корректировки бюджета (по моим оценкам, миллиардов на 30 минимум), сверхплановые доходы позволят нам закончить год в плюсе (в действующей версии бюджета 2022 года заложен дефицит в
Размер сверхплановых доходов сейчас оценивается и будет определяться многими факторами. В частности, курсом национальной валюты, ценами и объемами экспорта сырья.
— Ну раз вы заговорили об этом, сакраментальный вопрос: какова доля налоговых поступлений от «Газпрома», переехавшего в Петербург, в доходах города (ранее консервативная оценка Смольного составляла 40 млрд в год. — Прим. ред.)?
— Это налоговая тайна, мы не можем называть конкретные суммы. Скажу одно: даже если вычесть из общих доходов бюджета налоги от компаний нефтегазового сектора, всё равно будет существенный рост по сравнению с прошлым годом. При этом мы гордимся тем, что у нас есть такой достойный партнер, и признательны за огромный вклад, который компания «Газпром» вносит в развитие города.
— А торговля в городе как себя ведет?
— Оборот оптовой торговли растет, хотя здесь есть и инфляционная составляющая. Статистика по розничной торговле, напротив, показывает снижение. Это результат проявляемой гражданами склонности к сбережению и снижения реальных доходов населения. Надеюсь, что предпринимаемые по поручению президента и губернатора шаги позволят выправить ситуацию.
— Что еще интересного заметно в динамике доходов с начала года?
— Мы мониторим поступления в динамике как по каждой отрасли в целом, там и по крупным компаниям, представляющим каждую отрасль. Для нас — это один из индикаторов «самочувствия» бизнеса. Мониторинг позволяет нам как идентифицировать конкретные компании, нуждающиеся в поддержке, так и выходить на системные решения.
Возьмем, к примеру, строительство. С одной стороны, показатели ввода жилья находятся в норме, даже несколько опережают план. Налоговые поступления в целом по отрасли демонстрируют рост. Вместе с тем отдельные системообразующие строительные компании показывают отрицательный финансовый результат. Как реакция — беспрецедентные отраслевые меры государственной поддержки: льготная ипотека, введенная по поручению президента России, индексация по госконтрактам, учитывающая рост стоимости строительных ресурсов, увеличение предельной цены
— Возвращаясь к первому вопросу и подытоживая историю с доходами: означает ли это, что экономика города, то есть валовый региональный продукт, не сократится в 2022-м?
— Индекс промышленного производства пока растет на
Инвесторы и санкции
— По промышленности понятно, а инвестиционная активность в городе тоже под угрозой?
— Здесь есть несколько составляющих. Первая — бюджетные инвестиции. Полагаю, что они в полной безопасности — все планы выдерживаются, контракты индексируются, авансы растут. По ряду проектов экспертиза фиксирует удорожание, но мы знаем, как с этим работать. Где-то пойдем на увеличение АИП, где-то будем привлекать дополнительные средства из федерального бюджета, где-то может потребоваться заемное финансирование.
При этом важно, что мы не только продолжаем реализовывать ранее начатые проекты, но и стартуем с новыми. Среди них перинатальный центр в Калининском районе и вторая нитка Главного канализационного коллектора Водоканала. Последний проект планируется реализовывать с использованием средств (
Вторая составляющая — внебюджетные инвестиции. И здесь как раз мы видим определенный вызов. Иностранные инвесторы из недружественных стран уходят, из дружественных — занимают выжидательную позицию, за российских инвесторов идет жесточайшая конкуренция между регионами.
Именно на эту тему сейчас следует навести особый фокус, именно этим мы сейчас и занимаемся. Здесь и предлагаемые новые налоговые преференции, в частности инвестиционный налоговый вычет по вложениям в основные средства и НИОКР, льготные условия по аренде земли, льготные займы для запуска новых производств, создание инфраструктуры, офсеты, региональный инвестиционный стандарт и многое другое. Всё это призвано способствовать росту инвестиционной привлекательности города.
— Вот как раз вопрос про осторожных инвесторов. Одна из главных заявленных частных инвестиций у нас относилась к автопрому: «Хендэ» с заводом в Шушарах, их поставщик «Питерформ» и «Хёндэ ВИА Рус» с выпуском двигателей. Заводы стоят, поставщики стоят, инвестиции заморожены.
— Мы находимся в контакте с нашими автопроизводителями и их смежниками, знаем их проблемы. Глобально их две: сбои в поставках комплектующих и позиция иностранных штаб-квартир по поводу самой возможности работы в России. Обе пока не решены.
Мы крайне заинтересованы в том, чтобы компании как можно скорее вернулись к нормальной работе, но, учитывая сложившиеся обстоятельства, вероятно, текущий статус — оптимальное решение. Мы неоднократно говорили: для нас главное — благополучие горожан. Да, сейчас автопром находится в простое, сотрудники заводов получают неполную зарплату, но всё же это определенный выход, люди находятся под защитой российского трудового законодательства.
— Некоторые уже уходят по соглашению сторон...
— Это нормально, люди разные, не все готовы сидеть на 2/3 зарплаты, кто-то просто не хочет сидеть без дела, кто-то надеется опередить какие-то события. Но мы всё же рассчитываем, что рано или поздно заводы будут возвращаться к нормальному режиму работы.
— Если этого не случится, есть ли план Б? Например, Москва взяла Renault под свое управление.
— Не скрою, что прорабатываются разные варианты, но нам не хотелось бы прибегать к подобным решениям.
— Может быть, привлечение российских или белорусских производителей?
— Есть разные интересанты, но повторюсь — рассчитываем, что бизнес, который сделал уже большие инвестиции в Петербург, не уйдет отсюда. Да они и сами понимают, что без убытков этого сделать не получится. Автопром — это не торговля одеждой, где, грубо говоря, бирки перешил и торгуешь тем же самым. Я говорю без иронии — мы наблюдаем такое в различных отраслях и считаем хорошим вариантом исхода изменение структуры собственности, когда иностранная компания продается российскому менеджменту или стороннему инвестору, иногда с опционом на обратный выкуп. Но для автопрома — это не вариант.
— То есть с «Хендэ» возможен вариант GM — уход, увольнение, консервация и долгое «не доставайся же ты никому», потому что площадка осталась в собственности компании?
— Вариантов много, но и такой, к сожалению, не исключен.
— Вы давали недавно разбивку по отраслям в простое и с сокращенным режимом занятости. И там была большая доля у транспорта. Что это за компании?
— В основном это компании, составляющие портовую инфраструктуру.
Миллиарды на поддержку
— Объем дополнительной поддержки бизнеса и населения в этом году оценивается на уровне
— Входят ли в эту сумму ковидные меры поддержки или только санкционные?
— 33,5 млрд — это меры поддержки, принятые в основном в связи с введенными санкциями. Мероприятия, направленные на борьбу с пандемией и предотвращение ее негативных последствий, учитываются отдельно. На текущий момент объем этих мероприятий оценивается в
В прошлом году прямые бюджетные расходы на антиковидные мероприятия составили около
— Можем ли мы оценить эффект санкционного давления на увеличение расходов на медицину?
— Безусловно, негативное влияние есть. Оно выражается прежде всего в увеличении расходов на оборудование, лекарства и медицинские изделия. Медицинское оборудование ранее поставлялось в основном из недружественных стран. Там, где есть российские аналоги, периодически возникают вопросы по срокам поставки, по азиатским аналогам — проблемы с логистикой. Не говоря уже о стоимости. Что касается лекарств, по ЖНВЛП роста практически нет — Минздрав сдерживает цены, но по лекарствам не из списка и по медизделиям инфляция чувствуется. Всё это, конечно же, решаемые вопросы, и существенных проблем мы пока не видим. Более того, видим в этой ситуации и дополнительные возможности. В частности, по импортозамещению с использованием механизма офсетных контрактов.
— Помогут ли ускорить импортозамещение лекарств офсетные контракты? Эта мера была анонсирована еще в 2020 году. Что тормозит запуск?
— Ранее по закону участвовать в конкурсе могли только компании, имеющие опыт участия в госзакупках. Но традиционно фармкомпании работают через дистрибьюторов. Потребовалось время, чтобы внести изменения в правила закупки и учитывать не только опыт, но и выручку. Соответствующие изменения в постановление правительства РФ были внесены в начале августа. Рассчитываю, что до конца месяца конкурс будет объявлен. В первом контракте будет 31 международное непатентованное наименование лекарств, из которых 20 не производится в России.
Вообще, офсет — это взаимовыгодная история. Для города это дополнительные рабочие места, инвестиции, налоги, экономия на поставках, снижение зависимости от импорта. Для производителей — гарантированный заказ. Мы наблюдаем большой интерес со стороны фармпредприятий, и я рассчитываю, что будет борьба, цена на препараты упадет (подробнее о появлении офсетов в Петербурге читайте в материале «Фонтанки». — Прим. ред.).
— Вы с весны возглавляете координационную группу при оперштабе по обеспечению экономической и социальной стабильности. Как бы вы оценили степень стабильности и какие главные вызовы этой стабильности вы сейчас видите?
— В фокусе внимания координационной группы несколько аспектов. Для людей важна стабильность цен, чтобы товары были на полках, наличие рабочего места. Мониторинг показывает, что ситуация с ценами нормализовалась. Запасы тоже на хорошем уровне. Риски увеличения безработицы, к сожалению, пока сохраняются и находятся в зоне нашего постоянного внимания. Прежде всего речь идет о компаниях в простое или режиме неполной занятости. При этом уровень официальной безработицы уже вышел на доковидный уровень, минимальные показатели по стране.
У бизнеса проблемы иного характера — проблемы с поставками товаров, сырья и материалов, разрыв логистических цепочек, снижение доступности заемного финансирования, рост транзакционных издержек, сокращение рынков сбыта. Все эти проблемы в той или иной степени решаются, работа продолжается.
— Какие отрасли городской экономики можно назвать самыми проблемными? Порты, автопром?
— Оборот портов снизился, часть инфраструктуры находится в простое или в режиме неполной занятости, но мы видим, что процессы адаптации идут, в частности компании переориентируются с контейнерных перевозок на другие виды грузов. Автопром также в зоне риска, но и здесь мы сохраняем надежду на позитивный исход.
Так, чтобы в кризисе были целые отрасли, — такого мы не видим. Отдельные компании — да, допускают просрочку по зарплате, отдельные находятся в предбанкротном состоянии. Но таких кейсов немного, и мы все их отрабатываем в индивидуальном порядке. Есть также отдельные кейсы среди иностранных компаний, которые сворачивают свой бизнес в России, в частности в сфере ИТ.
— Уход айтишников критичен для городской экономики?
— В целом по отрасли видим значительный рост поступлений налогов в городской бюджет — многие компании успешно пользуются ситуацией, чтобы увеличить масштабы своего бизнеса, занимая освобождающиеся ниши. Отдельные компании могут уйти, лишив тем самым бюджет соответствующих налогов. Это обидно — для нас важен каждый рубль, но влияния на бюджетную устойчивость это не окажет. Больше нас беспокоит вопрос занятости и социальной стабильности.
— Какие-то дополнительные меры поддержки планируете?
— Меры поддержки в первом полугодии были достаточно широкими. Далее будем действовать точечно, закрывать возникающие риски. Продолжим поддерживать малый бизнес и стимулировать инвестиционную активность через офсеты, МАИПы, расширение особой экономической зоны. Также до конца этого года губернатор дал поручение внедрить в Петербурге региональный инвестиционный стандарт. Помимо открытости, одним из его ключевых элементов является упрощение взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями, сокращение процедурных сроков. Уже работаем в этом направлении. На выходе — оценка наших усилий бизнесом, поэтому сделать эту работу «для галочки» точно не получится.
— Если говорить о новых формах и адресатах поддержки: бюджетное законодательство позволяет выделение средств городского бюджета на стройку в городе за рубежом?
— Бюджетное законодательство это допускает.
— Это сейчас происходит?
— Если вы о Мариуполе, то да, финансирование мероприятий по восстановлению города осуществляется как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников.
— Триллион в бюджете города продолжает оставаться целью?
— Да, эту задачу никто не снимал.
— На какой год?
— Думаю, осенняя корректировка ответит на этот вопрос.
Беседовали Галина Бояркова и Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»