Реклама

Сейчас

+7˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+7˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 4

3 м/с, зап

757мм

84%

Подробнее

Пробки

2/10

Реклама

Что за беда с программой капремонта? Диагноз ставят в Смольном

14170

По данным «Фонтанки», в городском правительстве без радости смотрят на нынешние успехи региональной программы капремонта. И дело в данном случае не в текущих крышах. Накопленное за 8 лет отставание — громадное. Догонять программу можно только при столь же громадных финансовых вливаниях. А их источник понятен и определен законом.

Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»
ПоделитьсяПоделиться

Бесконечный хвост



О подсчетах, которые недавно сделали в коммунальном блоке, «Фонтанке» рассказал собеседник, близкий к Смольному. Базовые цифры и так известны: в 2014 году, когда в Петербурге и сформировали программу капремонта, ее расписали до 2038-го, а дальше уже для каждого года составляли краткосрочный план. Так вот в этой общей программе было 22 тысячи домов, 115 тысяч видов работ в них и 514 млрд рублей. Время шло, менялись расценки и реестры, и сейчас в программе почти 23 тысячи домов, 95 тысяч видов работ — и 960 млрд рублей. В любом из вариантов самыми капиталоемкими статьями являются крыши, теплоснабжение, лифты и фасады.

А теперь посмотрим, что сделано за период 2014–2022 гг. Предполагалось, что к сегодняшнему моменту будет закрыто 40 тысяч видов работ на 210 млрд. По факту сделано 27 тысяч, но отставание по деньгам показывает, что до самого дорогого просто не дошли руки: закрыто 85 млрд рублей. Это значит, что прямо сейчас, при всех нынешних проблемах, фонд уже волочит за собой хвост в 12,5 тысячи видов работ на 125 млрд.

Почти нет проблем с лифтами, пристойно с фундаментами (правда, их всего полсотни), не больно смотреть на аварийно-восстановительные работы (но их приоритетность понятна). По крышам: сделано 3,9 тысячи, не сделано — 2,7 тысячи; соответственно, по фасадам — 1,7 тысячи против 1,1 тысячи, по горячей воде — 2 тысячи против 1,7 тысячи, по холодной — 2,8 тысячи против 2 тысяч, по электричеству — 1,5 тысячи против 1,4 тысячи, по теплоснабжению — 2,5 тысячи против 2,2 тысячи.


Начало 2020-х годов — один из пиков программы, именно сейчас должен быть выполнен существенный ее объем. Если конкретно, на 2021–2023 годы заложены 18,7 тысячи видов работ и 160 млрд рублей. Из этого куска на настоящий момент «съедены» или включены в план текущего года 3 тысячи видов работ; в деньгах закрыто 13 млрд рублей. То есть в голливудском фильме о чудесном исполнении этой трехлетки за оставшиеся полтора года подрядчики фонда доделывают под 16 тысяч объектов и осваивают — внимание — 146 свалившихся с неба миллиардов. Только это позволяет перекрыть 3,6 тысячи крыш, перекрасить тысячу фасадов, переделать под 2 тысячи внутридомовых теплосетей. Да и более 800 лифтов надо опять же повесить до конца 2023-го. Все это не считая других объектов.

Вопрос адекватности программы не праздный. Если сложить все претензии жителей к подрядчикам, протекающие потолки, зависшие на счетах фонда деньги, проблемы с квитанциями, капризных собственников жилья, которые не открывают ремонтникам двери, — все равно не понятно, каким образом реальное исполнение программы настолько отстало от плана. В этом уравнении не хватает главного — денег.

Тариф



Известно, что фонд может направлять на ремонт поступления из двух источников: собранное с жителей и субсидию из бюджета. В первые годы петербуржцам давали привыкнуть к новой реальности: с 2 рублей за квадратный метр ставка взноса выросла до 5 рублей лишь к 2019 году. С населения на тот момент собирали напрямую 6 млрд в год — бюджет добавлял еще 4,5 млрд. Затем чиновники на словах повели всех в светлую эру капитализма: вы квартиры приватизировали, долевую собственность на общедомовое имущество получали — так что ж вы не хотите тратить деньги на содержание своего имущества? Поэтому взнос вырос до 9 рублей в 2020 году, а через год — до 12 рублей. Одновременно казна сократила до нуля свое участие в программе, в логике пандемийной экономии.

Очень скоро стало понятно, что на таком языке с горожанами говорить не получается. Несмотря на подчеркнутый прагматизм финансового блока, в 2022-м, во-первых, не стали повышать взносы, а во-вторых — бюджет вернулся-таки в программу с 3-миллиардной субсидией на год. Пока не ясно, как на эти деньги повлияет новый форс-мажор, заставивший забыть о коронавирусе. Но очевидно, что стартовый портрет годового плана капремонта больше не актуален: предполагалось, что с горожан в 2022 году соберут 16,8 млрд рублей, прибавят 3 бюджетных миллиарда и получат всего 19,8 млрд рублей. В последней версии плана значится другая сумма — 17,8 млрд. Но «Фонтанка» уже писала, что часть работ с гарантией перенесутся с этого года на следующий: некоторые весенние конкурсы не состоялись опять-таки из-за форс-мажора.

Повышение взносов каждый раз выливалось в возмущение жителей и депутатов. Проблема в том, что в экономических расчетах технологов даже 12 рублей — и близко не реальная стоимость ремонта в пересчете на квадратный метр жилья. А реальная — ровно втрое больше, 36 рублей. Уже сейчас.

Вопрос экономически обоснованного тарифа всегда очень конфликтный. По простой причине — его формула непрозрачна или заведомо сложна для рядового абонента. Именно поэтому многие горожане не верят, что недоплачивают за проезд или «коммуналку», а с поправкой на качество услуг еще и считают, что переплачивают. На деле же обе эти отрасли убыточны из-за льготных тарифов и субсидируются городом. То же самое с капремонтом. По данным «Фонтанки», в жилкоме есть целый список показательных домов, где реальная стоимость выполненных работ кратно выше того, что собирается за год с их жителей. Один из них — на Каменноостровском, где поработали на 100 млн рублей, имея собранными менее 15 млн. При текущем тарифе и при текущей собираемости окупаться этот ремонт будет более 20 лет. Это не самое далекое пророчество — на Дровяном есть дом с 80-летним горизонтом «рентабельности».

Ну а дальше понятное взвешивание: если мы увеличим взнос, но не увеличим субсидию, дело пойдет по одному сценарию, если наоборот — по другому. Так что окончательное отставание к 2038 году зависит от того, как правительство будет играть этими двумя переменными. Жилищный комитет каждый раз при обсуждении бюджета в правительстве делает заявку на средства из казны, подчеркивая, что без них нагрузка ляжет на горожан. Но в расчетах Смольного, по данным «Фонтанки», есть разные варианты.

Один из них «гуманный»: взнос растет на рубль в год, субсидия так и остается на уровне в 3 млрд рублей. В этом случае отставание по годовым планам будет снижаться, а в последние 3 года будет даже перевыполнение, но все равно в 2038 году программа будет недовыполнена на 400 млрд рублей.


Второй полюс: бюджет все же уходит из программы, а взносы прибавляют по 3 рубля ежегодно, докатываясь в конце до 60 рублей. В этом случае начиная с 2030 года фонд будет перевыполнять программу, сокращая накопленный до этого хвост. К концу этого славного пути с горожан будут собирать уже 90 млрд в год. До 100-процентного исполнения программы добраться не получится, однако в 2038 году этот недоеденный ломтик составит «всего» 60 с лишним миллиардов.

Ну и нечто среднее: все те же плюс 3 рубля в год — но с 3 миллиардной постоянной субсидией. В этом случае «лишние» деньги по итогам года начнут появляться с 2029-го, и к концу 2038 соломинкой в глазу останутся только не освоенные 20 млрд.

«Фонтанка» направила запрос в жилком по поводу приведенных выше расчетов.

Практика



Как уже говорилось, у программы полно проблем даже с тем финансированием, что у него есть. Известны претензии контрольно-счетной палаты насчет накопленных остатков на счетах организации. Это было одним из аргументов финансового блока, когда он хотел самоустраниться от выполнения программы: научитесь сначала осваивать то, что вам жители приносят, а потом приходите в бюджет за добавкой. Однако большая часть этих средств — более 4 млрд — обременены, то есть зарезервированы под возможное в теории исполнение прежних договоров. По многим из них на самом деле никаких надежд уже нет, но претензионная работа не завершена, так что деньги фактически заморожены и не используются.

Второе — собираемость. «Фонтанка» писала, что в средний месяц 2022-го — это максимум 90%. Да и план на весь год составляет 92%. Но если он и будет исполнен, то только за счет кампании по долговым квитанциям, которая обеспечила в мае и июне фантастические 108 процентов.

В рублях задолженность населения растет — и быстро. В мае прошлого года строчка по капремонту с грохотом переехала из розовой квитанции ВЦКП в платежный документ Петроэлектросбыта, поселившись рядом с электричеством. На тот момент с горожан недобрали 3,4 млрд рублей — это за весь период с 2014 года. К 2022-му эта сумма выросла до 5,2 млрд, к апрелю — до 6,1 млрд, к июлю — до 6,7 млрд (то есть увеличилась с момента переезда вдвое). Понятно, что абсолютные цифры задолженности привязаны к увеличению взноса — но он вырос в начале 2021-го и с тех пор не менялся. Самое неприятное — это структура долгов. 4,5 млрд числятся недоимками дольше 7 месяцев; это значит, долговая квитанция их не победила, бороться за них фонду придется в суде.

И третье — исполнение работ. Новое руководство жилищного блока декларировало более суровое отношение к подрядчикам — со всеми вытекающими в виде расторжения договоров, штрафов и включения в реестр недобросовестных поставщиков. Насколько это даст результат, станет ясно в конце года. Пока компании иногда успешно оспаривают свое появление в черном списке, но есть и обратные примеры. А желанием заказчика сто раз все проверить сам фонд объясняет низкий процент уже целиком оплаченных объектов — 7,5% от годового плана. Подробнее о том, на какой стадии находятся остальные адреса, — читайте в материале «Фонтанки».


Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ7
ПЕЧАЛЬ2

Комментарии 18

Гость07 Сен 2023 в 10:31
Расчёты по расходу на капитальный ремонт и оплату ЖКХ сплошная ложь.
Приведу несколько примеров.
Ремонт фасадов, как и остального, считают из площади квартиры, а надо считать из площади фасада. Сложите площади этажей и сравните с площадью фасадов. Аналогично отопление, водопровод и прочее. Есть длина труб, а их замена считается опять из площади квартиры. Вот интересно, прокладка газопроводов и нефтепроводов, тоже рассчитывается от площади земной поверхности, или есть другие нормативы?
ЖКХ, вопиющий пример - оплата расходов на обслуживание переговорного устройства. Есть единица оборудования, вот на неё и должен рассчитываться расход. Так нет, опять считают мои (наши) квадратные метры, как будто все квартиры прямо уставлены переговорными устройствами, как паркет на полу.
Короче, абсолютно все цифры расходов надуманы от жадности. Нас просто обирают, а мы молчим - может хватит терпеть!

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close