Норвежка Эрика Фатланд 259 дней путешествовала по Северной Корее, Китаю, Азербайджану, Грузии, Литве и другим граничащим с Россией странам. На основании полученных данных она пришла к неожиданным выводам относительно будущего нашей страны.
Эрика Фатланд русскоязычным читателям известно по своей книге «Советистан». Материал для нее она тоже собирала в путешествии. Она побывала в бывших советских республиках Азии: Туркменистане, Казахстане, Таджикистане, Киргизстане и Узбекистане. Так что откуда у книги такое название — понятно.
Уроженка Хаугесунда и жительница Осло, Эрика изучает русский язык с 18 лет. Она социальный антрополог и придерживается научного подхода, когда работает над своими книгами. Но в Туркменистан и Узбекистан она ездила по студенческой визе — иначе в эти страны гражданке Норвегии попасть не удалось бы. Поэтому она не могла открыто брать интервью, но завязывала разговоры с людьми, которые не подозревали, что их собеседница собирает материал для книги. Имена своих героев Фатланд изменила. Писательница отметила, что гостеприимство народов Средней Азии — не миф, ее путешествие пришлось на пору свадеб, и ее постоянно куда-то приглашали в гости. Когда «Советистан» был закончен, Фатланд решила продолжить работу и проехать вдоль границы России. Вот список стран, в которых она побывала: Северная Корея, Китай, Монголия, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Украина, Белоруссия, Литва, Польша, Латвия, Эстония, Финляндия. Свое путешествие писательница закончила в родной Норвегии. И финальная глава об этой стране оказалась самой «сухой» в ее книге.
Одно из ключевых интервью книги Фатланд взяла у белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич. О президенте России Владимире Путине Фатланд упоминает вскользь и шершавым языком плаката: бывший офицер КГБ, показывает свою власть и влияние любыми средствами. Все полученные в путешествии знания привели Эрику к одной-единственной мысли: россияне стремятся к бесконечному расширению своих территорий, а закончится этот процесс только с крахом самой России. Примерно через 100 лет ее очертания на карте изменятся до неузнаваемости.
Очевидно, что «Граница» ходит вокруг да около главного предмета повествования. Пересекать настоящую границу страны, о которой она сделала такие далеко идущие выводы, Фатланд не планирует. Следующая ее книга будет о Исламабаде, Пакистане и Гималаях.