Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Натуральная повинность

Натуральная повинность

553

Герой А.С.Пушкина был прогрессивнее нынешнего государства Российского, так как «ярмо он барщины старинной оброком легким заменил». И, как известно, в результате «раб судьбу благословил».

Государство в РФ в осовремененном образе благословения в виде выборов еще долго нуждаться не будет, так что можно о мнении подъяремных не беспокоиться. В День дурака (что символично) стартовал очередной призыв (точнее, принудительный набор) на службу той самой родине, которую принято писать с заглавной буквы. Да еще Совет Федерации предлагает повестки отменить, а не явившихся в срок сразу под статью УК подводить. Самое время порассуждать об армии, где служит подневольный контингент.

С точки зрения экономиста

… призыв есть особая разновидность налога, которая называется натуральной повинностью. Вышеупомянутая барщина – самый типичный пример. Распространены такие повинности были в средневековье, так как денежное хозяйство было не развито, и собирать налоги в денежной форме было обременительно. Да часто в натуральном хозяйстве и вовсе денег многие не имели (те же крестьяне).

В РФ сейчас этот налог един для всех: 1 год принудиловки. Теперь давайте представим, что вместо него введен единый для всех подлежащих призыву денежный налог. Скажем, с каждого по 100 тыс. руб. Что-то вроде подушной подати. Однако по обременительности он бы различался в зависимости от благосостояния призывника и его семьи. Некоторые (богатые) его бы даже не заметили, а другим (бедным) пришлось бы копить и/или заимствовать.

Однако натуральная повинность тяжелее всего как раз для богатых и умных (квалифицированных, чьи знания и умения хорошо продаются на рынке труда). В экономической теории издержки измеряются упущенными выгодами. Если человек служит в армии, то он не может в то же самое время работать и получать зарплату. Вот эта самая не полученная за все время службы зарплата и является главным неявным налогом в нашем случае. Но не единственным.

Человек вдобавок еще лишается проводить свободное время так, как ему захочется и там, где ему захочется. Понятно, что богатый, например, лишается поездки на Мальдивы, а бедный – лежания на диване с банкой пива. Поэтому, как и в случае с умным, высоко ценящимся на рынке труда, неявный налог на богатого больше.

Тут коллеги-экономисты могут возразить: а вдруг бедный ценит свое лежание в неких единицах субъективной полезности выше, чем богатый развлечения в тропическом раю? Но не будем вникать в такую тонкую материю, так как индивидуальные полезности вообще не сопоставимы. Для нас, в конце концов, важно то, что они есть, и что они теряются безвозвратно (время – процесс необратимый и год назад не открутишь).

До сих пор речь шла о неявных издержках призыва. Поговорим теперь о явных. Это – те усилия (если угодно, энергия), которую военнослужащему приходиться прилагать под угрозой наказания: бегать с автоматом, застилать особо идиотским способом постель, ходить в строю и пр., и пр. Все это в рамках официально налагаемых на него повинностей. А как же «дедовщина», неуставные отношения? Они тоже попадают в категорию явных издержек (иногда слишком явных). И, более того, призывная армия без них не обойдется.

Дело в том, что рабский труд непроизводителен. Особенно труд раба, находящегося в столь непродолжительном рабстве. Последнее, наверное, требует пояснения. Представим себе какую-нибудь древнеримскую латифундию. Попавшие в рабство знали, что они в нем надолго, скорее всего, до конца жизни. Для того чтобы хозяин или его управляющий более-менее сносно относились к невольнику, ему надо было зарабатывать то, что сегодня назвали бы репутационным капиталом. Стараться быть, по возможности, хорошим работником (чем-то вроде зека, стремящимся выйти по УДО). Наш же невольник знает, что через год его в любом случае выпустят на свободу, а раньше – ни-ни! Поэтому он о своем репутационном капитале почти не заботится (выйти через год свободным за ворота части, плюнуть, выругаться и постараться забыть как кошмарный сон).

Но как все-таки заставить работать такого субъекта? А через не прописанное в уставах насилие. И тут для его «воплощения в жизнь» одного офицерского корпуса физически не хватит. С тем, чтобы сократить затраты на насилие и повысить его результативность требуется привлечь к нему часть подневольного контингента, предоставив ему какие-то мелкие поблажки и привилегии. Вот вам и «дедовщина». Впрочем, таковая схема со своими особенностями работает в любой организации, построенной на подневольном труде (зоне, концлагере, рабовладельческой плантации). Без нее все развалилось бы.

С точки зрения здравого смысла

Ясно, что призывники-годичники – крайне неэффективная армия. Противостоять им современному профессиональному войску - что «школьнику драться с отборной шпаной». Кого эта фраза не убеждает, вспомните, сколько времени понадобилось армии США для того, чтобы дважды разнести в пух и прах иракскую армию, одну из сильнейших на Ближнем Востоке. Впрочем, не для подготовки к войне в армию на годик призывают.

Ну а для чего тогда? Чтобы сэкономить на профессионалах? Не больно-то и получается. Если радикально сократить раздутые внутренние войска МВД (сплошь профессионалов) и перекинуть средства на армию, то, возможно, и хватит на то, чтобы ликвидировать призывное рабство. Но внутренние войска режиму нужнее.

Впрочем, это – не главное. Деньги бы нашлись. Трат неразумных в нашем бюджете заложено полным-полно. Призыв выгоден тем, что он есть «теневое предприятие». Взятки врачам, военкоматам, офицерам (чтобы не очень напрягали и не часто били или другим не давали). Плюс при всех нововведениях никуда не денется искушение использовать труд подневольного контингента в «левых целях»: либо непосредственно на себя любимого, либо сдать его в неформальную аренду какому-нибудь бизнесу (естественно, с отчислениями в свой карман).

Возможно, что есть и еще одно соображение у наших властей в пользу сохранения призыва. В армии человек учиться отвыкать быть самим собой, теряет свою «самопринадлежность». У многих это качество закрепляется на всю оставшуюся жизнь. Что, собственного говоря, властям и нужно.

Андрей Заостровцев

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях