Многие граждане, насмотревшись и наслушавшись ужасов про терроризм, готовы пожертвовать неприкосновенностью частной жизни ради безопасности. Готовы ли читатели "Фонтанки" к подобным переменам - ну, хотя бы к контролю их электронной переписки?
Борьба с терроризмом – хороший фон для введения различных ограничений и расширения сферы контроля: например, контроля перемещения граждан, их переговоров или переписки. Вводя ограничения на этом фоне, государство может рассчитывать на понимание большинства граждан. Ведь многие, насмотревшись и наслушавшись ужасов про терроризм, готовы пожертвовать эфемерной свободой и неприкосновенностью частной жизни ради безопасности. Готовы ли читатели "Фонтанки" к подобным переменам - ну, хотя бы к контролю их электронной переписки?
Вопрос, что называется, задел за живое многих. Об этом говорит статистика принявших участие в опросе. На вопрос "Согласны ли вы, чтобы вашу переписку по электронной почте в рамках борьбы с терроризмом контролировали компетентные органы?" за несколько дней ответил 481 человек – почти вдвое больше, чем обычно.
Правда, у большинства наших читателей (35,55%) вопрос вызвал лишь недоумение. "А что, разве они этого еще не делают?" – ответили они вопросом на вопрос. Признаться, мы не ожидали, что бдительность и мнительность настолько "заразили" петербуржцев. Среди знакомых корреспондента «Фонтанки», правда, есть люди, которые предпочитают общаться лично, а не по телефону (потому что их прослушивают!), а один из них даже разбил о стену свой сотовый (по той же причине). Но все это не рядовые, так скажем, граждане, а сотрудники силовых ведомств, подозрительность у которых в крови. Результаты нашего опроса позволяют предполагать, что этот вирус широко распространился.
Чуть более 20% опрошенных к идее тотального контроля отнеслись скептически, посчитав, что охватить огромный масштаб электронного общения у государства сил не хватит, мол, "на третьем миллионе сообщений они сами поймут, что это неразумная затея". Почти столько же принявших участие в опросе были возмущены самой идеей контроля переписки, потому что это "антиконституционно" – раз, "недемократично" – два и вообще "технически невыполнимо" – три. Хотя, например, по мнению нашего читателя DimAlex, техническая сторона вопроса уже проработана: «Контроль и сейчас осуществляется. По ключевым словам просеивается через программное сито «большой машины» вся почта и все электронные сообщения, с дальнейшим контролем выборочно». Правда, «реальное КПД такого метода, - пишет знаток электронного пространства, - всего 5 процентов, но это и сохраняет человеческие жизни».
Более 16% читателей оказались не против предоставления переписки, не понимая, правда, какой от этого будет толк. А еще семь процентов уже подготовились к «атаке» спецслужб – одни зашифровывают свои сообщения, другие имеют по несколько электронных средств общения (все не проконтролируешь!).
Автор этих строк мнительностью не страдает. Но, когда в телефонной трубке посреди разговора раздаются странные щелчки, непременно произносит слова одного из наших юмористов: "Привет тем, кто нас сегодня прослушивает!". Пусть знают, что о них знают!
Светлана Борисова,
Фонтанка.ру