Паркуя машину, никто из автовладельцев не задумывается, что через пять минут ее может уже и не быть. Человеку просто не приходит в голову такая мысль: у кого-то, мол, другого это еще может произойти, но не у меня. К сожалению, бывает иначе.
Если сегодняшнюю ситуацию с угонами можно охарактеризовать как стабильную, то только со знаком минус. Ежедневно в Петербурге угоняется от 7 до 14 машин. На вопрос, какие машины сейчас воруют, сотрудники правоохранительных органов отвечают одинаково – все.
Тем не менее, определенные тенденции просматриваются. Классификация автокраж следующая.
Старые машины («запорожцы», «москвичи», «жигули» «классических» моделей, дряхлые иномарки) угоняют подростки. Как правило, «лохматки» не оборудованы никакими противоугонными средствами - цена обычной сигнализации подчас сопоставима со стоимостью самого автомобиля. Цель угона – покататься либо что-то украсть. Прежде всего, воруют магнитолы, части двигателя, резину. Получаемая от угона прибыль минимальна или отсутствует вовсе.
«Профессиональные» навыки таких угонщиков низкие. Максимум, на что хватает их мастерства, – соединить напрямую провода зажигания и свернуть замок рулевой колонки. Невысок и интеллектуальный уровень этих воров: за плечами большинства либо неоконченное среднее образование, либо профтехучилище. Во время краж угонщики зачастую находятся в состоянии опьянения.
Следующая категория угоняемых автомобилей – новые «самары», «лады», «волги» и подержанные иномарки. Причем если раньше по количеству угнанных машин уверенно лидировали отечественные, то теперь к ним приблизились «фольксвагены» 92 – 96-го годов выпуска. Как усмехаются милиционеры, «вот и у нас «Фольксваген» стал народным автомобилем».
Профессионализм угонщиков этой категории значительно выше, чем у подростков. Это люди, неплохо разбирающиеся в автомобилях и электронике. В их арсенале имеются хорошие инструменты и специфические приборы. В том числе сканеры для считывания кода автомобильных сигнализаций (не суперсовременные и пригодные для нейтрализации сигнализаций средней ценовой категории). Также угонщики по своим каналам отслеживают недавно приобретенные машины, на которые еще не успели поставить сигнализацию. Так, например, из закрытого гаража, находившегося на территории охраняемого комплекса гаражей в Калининском районе, был похищен «ВАЗ-21099».
Действуют угонщики этого класса по определенной схеме. Во-первых, работают группами. После получения заказа подбирается подходящая машина, которая в подходящий момент угоняется. Далее автомобиль могут на несколько дней бросить в соседнем дворе (пока поулягутся страсти) или перегнать в заранее подготовленный гараж. Во время перегона впереди машины могут ехать другие злоумышленники, которые отвлекают на себя внимание стоящих на дороге инспекторов.
Цель угона этого класса машин - разборка (в первую очередь это касается подержанных иномарок) либо продажа (более-менее новые и дорогие машины иностранного производства и новые «лады»). Во втором случае на машинах перебиваются номера агрегатов, их заново регистрируют в МРЭО (возможно, через «своего» человека в ГИБДД) и перегоняют на продажу в другие регионы России.
Угонщики работают не сами по себе, а в связке со многими преступными структурами: специалистами по перебивке номеров, «черными» торговыми посредниками, коррумпированными сотрудниками автоинспекции.
«Рентабельность» угонов подержанных иномарок и новых «лад» невысока: доход с одной машины может составлять от одной до пяти тысяч долларов.
Третий тип угонщиков сформировался относительно недавно. Точнее, это даже не столько классические угонщики, сколько преступники, промышляющие автограбежами и авторазбоями. Цель этой категории преступников – дорогие иномарки. Получив заказ на ту или иную модель (в числе приоритетных на сегодня «БМВ-Х5», «Ауди» - А6 и А8, «Лексус», «Тойота-Ленд-Крузер»), грабители присматривают подходящую машину. Увидев, что владелец садится в салон (а порой и просто останавливается перед светофором), злоумышленники бросаются к нему, выбрасывают из машины и уезжают. Далее на автомобиле перебиваются номера агрегатов, и он перегоняется в другие регионы страны на реализацию.
Прибыль от одного гоп-стопа составляет от 10 до 15 тысяч долларов.
Занимаются автограбежами либо угонщики, техническое оснащение и интеллектуальный потенциал которых уже не позволяют угонять новые, оснащенные суперсовременными противоугонными устройствами машины, либо просто преступники, имеющие неплохое представление о конструкции современных иномарок.
Высокоспециализированных угонщиков, кто мог бы угонять дорогие машины, - немного. Их техническое и электронное оснащение сравнимо со стоимостью новой (но не суперэлитной) иномарки. Например, только сканер стоит порядка 20 тысяч долларов.
А как реагирует на автоугоны милиция? Как говорят в приватных разговорах сами милиционеры – неадекватно. ГИБДД действует по старинке: проводят проверки похожих машин на дороге, иногда выезжает (совместно с сотрудниками уголовного розыска) на рейды по гаражным комплексам. На отработку же каждого угона у милиционеров не хватает ни сил, ни времени, ни технического оснащения. Действенным способом раскрытия подобных преступлений, как считают оперативники угрозыска, является скрытое наблюдение. Заключается оно в том, что милиционеры часами сидят в припаркованной машине и отсматривают окружающую обстановку. В случае попытки угона злоумышленник задерживается с поличным. Но и эти операции проводить регулярно милиционеры не могут. И все по тем же причинам недоукомплектации.
Отсюда и статистические результаты. Как говорят оперативники, общий процент раскрываемости автоугонов составляет порядка 30. Элитные же машины вообще практически не находят.
Олег Булух,
«Ваш Тайный советник»
Полный текст статьи читайте в 6-ом номере газеты «Ваш Тайный советник». Кстати, речь там идет и о возможном сотрудничестве страховых компаний с угонщиками автомобилей.