Планы строительства неподалеку от Соснового Бора алюминиевого завода натолкнулись на сопротивление экологов и местного населения. По мнению «зеленых», ядовитый шлейф выбросов завода накроет Петербург, запад области и Эстонию. А угроза в целом нависнет над всем населением бассейна Балтийского моря.
Как известно, для выплавки алюминия необходимо много электроэнергии. Кроме того, металлурги нуждаются в транспортных путях, по которым можно подвозить сырье и вывозить готовую продукцию. Обе этих составляющих присутствуют в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Поэтому никто не удивился, когда в 2000 году в местную администрацию обратились представители американской компании Alutec Inc. и двух российских фирм – ПК БИТ и ЗАО «Корпорация Теком». Они предложили возвести в Сосновом Бору индустриальный гигант, который после пуска в эксплуатацию будет ежегодно давать 350 тысяч тонн алюминия. Глинозем для производства в количестве 1 миллиона тонн собирались завозить из Новой Зеландии и Африки. Подразумевалось, что разницу в 650 тысяч тонн составят отходы промышленного производства, которые будут складироваться неподалеку.
Несмотря на более чем солидную стоимость проекта (предполагаемый объем инвестиций – 1,2 миллиарда долларов, часть из которых в виде рабочих мест и прочих благ «пролилась» бы на жителей города), власти Соснового Бора отклонили это предложение. Тогда предприниматели выбрали участок по соседству – восточнее Усть-Луги, в соседнем Кингисеппском районе. Видимо, тамошние власти оказались сговорчивее.
На будущей стройплощадке вырубили лес и провели разведочное бурение почвы. Потом дело по различным причинам застопорилось. И вот прошла весть, что вскоре строительство продолжиться.
Новость возбудила экологов, которые развернули природоохранную агитацию. Их достаточно простые доводы были изложены 18 июня в Институте развития прессы.
По мнению экологов, постройка алюминиевого завода неизбежно приведет к отравлению реки Систы (она протекает лишь в 7 километрах от стройплощадки), которая является основным источником питьевой воды для большинства жителей южного берега Финского залива. Кроме того, будут уничтожены нерестилища промысловых рыб и два заказника, один из которых – «Кургальский полуостров» – имеет международное значение. Наконец, произойдет утрата местного рекреационного потенциала для всего населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области (грибы и ягоды, рыба, птица и зверье исчезнут или окажутся непригодными в пищу) и ликвидация шансов на развитие здесь туризма, в том числе и европейского.
Отдельный разговор – о влиянии САЗ на здоровье населения. В частности, «зеленые» считают, что пуск завода приведет к 5-кратному росту выбросов в атмосферу опасных веществ и соответственно – росту числа различных заболеваний. Например, болезней костных тканей. При этом ядовитый шлейф накроет не только близлежащие населенные пункты, но и Санкт-Петербург, запад Ленинградской области и соседнюю Эстонию. В целом же угроза нависнет над всем 80-миллионным населением бассейна Балтийского моря.
Самое печальное, что завод собираются строить поблизости от таких экологически опасных объектов, как Ленинградская АЭС, ЗАО «Экомет-С» (оно занимается переработкой радиоактивно загрязненного металла) и ЛСК «Радон», которое специализируется на хранении жидких и твердых радиоактивных отходов.
Удар в набат возымел эффект. После аргументированного обращения к одному из инвесторов, Европейскому банку реконструкции и развития (вместе со Всемирным банком он должен был обеспечить 70 процентов всех инвестиций) руководитель петербургского представительства Роберт Сассон заверил жителей Соснового Бора, что «в настоящее время ЕБРР не планирует участия в финансировании этого проекта». Кроме того, экологов и просто обеспокоенных людей вдохновила приостановка строительства алюминиевого завода во Всеволожском районе.
Однако неисповедимы пути бюрократические. Хотя в соответствии с действующим российским законодательством после обоснования инвестиций должна в обязательном порядке последовать экологическая экспертиза, в случае с САЗ таковая до сих пор не проведена. Более того, по данным на 9 июня сего года в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Минприроды РФ по СПб и ЛО так и не поступили материалы технико-экономического обоснования строительства Сосновоборского алюминиевого завода, которые необходимы для проведения той самой экоэкспертизы. Поговаривают, что они направлены прямиком ... в Москву (!?)
Любопытными оказались и обязательные в таких случаях общественные слушания. По словам очевидцев, жителей одного из поселков, расположенного непосредственно возле будущей стройплощадки, собрали и попросту заявили: «Здесь будет построен алюминиевый завод!»
Обращения в правительство Ленинградской области обычно доходят до одного из вице-губернаторов, который, судя по всему, искренне убежден – «проблема САЗ» надуманна. Между прочим, любопытная судьба постигла и письмо, подписанное 10 тысячами сосновоборцев и направленное в адрес полпреда Валентины Матвиенко – по словам начальника отдела природопользования и экологической безопасности администрации города Сосновый Бор Натальи Малеванной, в конце концов оно оказалось у ... того же самого высокопоставленного чиновника. Ответ последнего был очевиден.
В беседе с корреспондентом «Фонтанки» член нескольких российских и международных экологических организаций Олег Бодров заметил: «Наше главное требование – проведение открытой дискуссии по вопросу строительства САЗ. Кроме того, очевидно – раз уж в проекте принимают участие иностранные компании, механизм принятия решения должен быть аналогичным тому, который существует в США и Европейском Союзе. Хотя лично я убежден – России с ее нынешними уровнями экологического законодательства и общественного сознания участие в подобных крупных инвестиционных программах пока противопоказано. Ведь их реализация будет нести угрозу не только нам, но и нашим соседям».
Сейчас на стройплощадке Сосновоборского алюминиевого завода царит затишье. Однако тендер на застройку проведен, его победители объявлены. При этом над инвесторами странным образом не довлеет установленное нашим законодательством понятие о презумпции экологической опасности, согласно которому именно им надо убеждать обеспокоенное население в чистоте своих помыслов.
Тем временем жители готовятся к дальнейшим действиям. Например, они не исключают подачи судебных исков.
Аркадий Орлов,
Фонтанка.ру