Сейчас

+13˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+13˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 9

5 м/с, зап

756мм

53%

Подробнее

Пробки

7/10

Чем отличаются падения банков в США и Швейцарии и почему России не все равно

12087

Истории с банком SVB и история с банком Credit Suisse — это разные истории.

Про что «история SVB»? Банк Кремниевой долины — это был не столько банк с хранением депозитов, сколько банк расчётов hi-tech стартапов долины в Калифорнии.

Как устроен бизнес стартапов? Венчурный инвестор даёт деньги, и те понемногу тратятся на оперативную деятельность клиента. Стартапы помещали деньги в SVB, а потом тянули их оттуда понемногу на свою деятельность.

SVB в свою очередь хотел зарабатывать не только на обслуживании счетов, но получить хоть небольшую прибыль от лежащих без дела депозитов юрлиц. При этом SVB не рисковал — и потому покупал на деньги клиентов супернадежные правительственные облигации — когда их доходность была ещё чуть выше нуля (что-то вроде 1%).

Но вот ФРС повысила ставки (надо давить инфляцию), и тут SVB попал в ловушку. Если деньги стали дороже, венчурные инвесторы гораздо менее охотно дают их стартапам. Окей, сказали стартаперы, у нас полно денег на счетах в Банке Кремниевой долины, возьмем их оттуда. Они пошли в банк, и тут выяснилось, что наличности в банке «не хватает» — на нее были купены правительственные облигации. Никто не отказывался их оплачивать, но в свой срок погашения. А когда на рынке есть облигации, выпущенные при ставке условно 4%, то облигации, выпущенные при ставке 1%, никому особо не нужны и продать их быстро можно только с дисконтом. На фоне роста ставок ФРС с 0,08% в начале марта 2022 года до 4,57% в начале марта 2023 года казначейские облигации сроком 10–20 и более 20 лет потеряли около 25% и 30% цены соответственно.

Там еще какой был момент — в Штатах страховка покрывает депозиты на $250 тысяч — но у SVB такое покрытие было только у 2,7% депозитов — поэтому SVB получил классический «набег на банк», против которого средства нет.

Все всё делали правильно — и вкладчики, которые пошли снимать депозиты, и менеджеры банка, которые пошли покупать облигации, и ФРС, которая подняла ставку, но что-то пошло не так: в некотором смысле SVB просто не повезло — у него были слишком умные клиенты, которые слишком рано поняли, что банк может столкнуться с «кассовым разрывом».

А вот история с Credit Suisse — она про другое. Да, он тоже покупал американские облигации. Проблемы Credit Suisse имеют давнюю историю: банк не мог вернуться к уверенной прибыльности еще со времен кризиса 2008–2009 годов, и его в некотором роде тоже подвели клиенты — только уже другие.

В начале 21-го века швейцарские банки получили огромное количество новых клиентов — туда хлынули деньги клептократов со всего мира. После кризиса 2008–2009 годов финансовые регуляторы значительно усилили надзор за соблюдением банками антиотмывочных законов, которые сами по себе были значительно ужесточены, а также жестко отслеживали соблюдение банками различных ограничений. Чтобы отучить банкиров от сомнительных сделок, власти регулярно накладывали на банки колоссальные штрафы. В общем вы поняли — все банки более-менее сделали правильные выводы, а вот Credit Suisse продолжал гнуть свою линию — и накапливал убытки.

Швейцария долго и упорно защищала и продолжает защищать непрозрачность своего финансового сектора, но… Ситуация зашла так далеко, что покупка Credit Suisse при поддержке правительства выглядела меньшим злом, чем его банкротство.

А вот какие выводы мы можем сделать для себя? Тот, кто думает, что банковский кризис в Штатах и Европе может развернуться в полномасштабную рецессию, но при этом финансовая система РФ останется в стороне, тот забывает, что кризис банков всегда ведет к спросу на наличные, а там, где дорожают наличные, там снижаются цены на сырье. А там, где снижаются цены на сырье, там начинаются проблемы у тех, кто живет доходами с его продажи.

Ну и про набег на банки — это действительно рискованная история. Новейшие американские исследования показывают, что банковская система США в целом устойчива к «набегу вкладчиков». Но в любом случае стабильность любой финансовой системы зависит от готовности людей этой системе доверять.

Согласны с автором?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Другие статьи автора
все статьи автора

Станьте автором колонки

ЛАЙК5
СМЕХ1
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ1

Комментарии 10

Гость22 Мар 2023 в 01:06
Те у кого есть настоящие деньги скупают не наличные, а золото. Итоги 2022 года это подтверждают. А истоки кризиса в том что ФРС США печатает огромное количество денег, причем в пандемию печатный станок работал с удвоенной силой, так что произошедшее является следствием.

Лично мне не совсем понятно на что они рассчитывали. Я не знаю не одной отрасли, которая бы могла не только вытащить экономику, но хотя бы оставалась стабильной. Потребление достигло своего пика, потребители сыты, промышленность не может предложить ничего нового чтобы стимулировать спрос на товары. В мире огромное количество бесполезных людей, которые по факту ничего не производят, паразитируют на обществе, причем имеют доходы в десятки, сотни раз превышающие доходы работников занятых в реальной экономике. У людей нет стимула работать, у тех кто работает нет стимула тратить заработанное. Если говорить по простому, то в мире не осталось дураков, готовых работать за еду и оплачивать чью-то роскошную жизнь.

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close