Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Куда пойдем сегодня Театры Когда «ужас пустых кресел» — на пользу. Александринка открыла двери и достала «Маузер» (фото)

Когда «ужас пустых кресел» — на пользу. Александринка открыла двери и достала «Маузер» (фото)

15 814
Фото спектакля «Маузер»
Источник:

«Фонтанка» побывала на первом драматическом спектакле Петербурга после снятия ограничений.

2 сентября Александринский открыл новый сезон первым из драматических театров Петербурга. Зрители вернулись в зал, боясь если не «дышать», то «доставать мобильные телефоны» — уж точно. Но атмосферу все равно нарушили: изоляция артистов от публики слишком удачно вписалась в художественный замысел спектакля, ранее показанного онлайн.

Ожидание открытия театров в Петербурге не было апатичным и имело свою внутреннюю драматургию: 24 августа Смольный продлил запрет на проведение массовых мероприятий, на работу кино, театров и фудкортов до 20 сентября. А 26 августа в соцсетях Александринки появился пост, в котором сообщалось: сезон начнется, как и обещали ранее, 2 сентября, спектакли играться будут, билеты возвращать не придется. Зрители своих чувств не скрывали: «Рыдаю от радости. А то билет взяла и трясусь со вчерашнего дня: «Шо, опять?!»; «Ну, слава богу, а то у меня уже 3 билета» (орфография и авторский стиль сохранены).

Впрочем, ликование разделяли не все. Одни иронично отмечали, что Александринский идет по стопам Мариинки (напомним, театр Гергиева работал с июня по разрешению главного санврача России, и там случилась вспышка коронавируса). Другие саркастически интересовались, что же такого невыполнимого в требованиях Роспотребнадзора, что остальные петербургские театры исполнить их не в состоянии. В ответ им заметили: «Ну знаете... Если у соседа сгорел дом — это не повод поджигать свой, из солидарности». Театр же на высказанные претензии ответил дипломатично: «Мы не можем ответить на ваши вопросы, они не нам адресованы, очевидно. Мы получили ответ на свой официальный запрос и работаем в соответствии с ним». К счастью, скоро стало известно, что с 12 сентября театры смогут работать все.

Александринский, безусловно, рисковал, ставя на открытие спектакль, который весной уже играли в прямом эфире при пустом зале. Но и не использовать резонанс, вызванный онлайн-показами «Маузера» Теодороса Терзопулоса, было бы нелогично и стратегически неверно. Тем более что и отзывы критиков в большинстве своем были благожелательны. Плюс это давало возможность сопоставить впечатления от онлайн- и оффлайн-просмотров. И, по итогу, в первом случае оно оказалось более сильным.

Однако и до третьего звонка удивиться тоже удалось. Зрители Александринского продемонстрировали завидную дисциплину: дистанцию соблюдали, маски либо надевали сразу по просьбе администраторов или капельдинеров, либо уже приходили в них. И почти сразу все шли в зал, где заметно оживлялись — делали селфи, снимали окружающее пространство, попутно обмениваясь репликами в духе «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Источник:

Экспрессионизм в отечественном театре — явление, встречающееся нечасто. В общих чертах еще в марте было понятно, что режиссер Терзопулос поставил спектакль, выбивающийся из привычных психологических постановок. Сейчас же удалось рассмотреть детали, пропадавшие при видеотрансляции, и в полной мере оценить класс игры корифеев — Елены Немзер, Игоря Волкова и Николая Мартона, — свободно чувствующих себя в не самой привычной эстетике, и молодых артистов, тщательно воспроизводящих рисунки своих ролей. Ну и, конечно, выразительные световую и звуковую партитуры.

Спору нет, спектакль, поставленный по пьесе немецкого драматурга Хайнера Мюллера о том, как любая революция в любой момент готова бесстрастно уничтожить даже безоговорочно ей преданных, действительно получился эффектным, лаконичным. И при этом обошелся без пафоса и прочих эмоциональных чрезмерностей. Но на данный момент представляется, что показывать его онлайн было более верным решением.

Очно «Маузер» стоит смотреть, пожалуй, либо из бельэтажа, либо вообще с первого-второго яруса. В этом случае визуально спектакль обретает необходимый объем, лучше «работает» разница уровней, на которых физически располагаются исполнители. Если же смотреть из партера и предельно близко, то можно, разумеется, всмотреться в лица (и не только) артистов, но изобразительно постановка в таком случае «уплощается».

Но более парадоксальным оказалось другое: пустое пространство зала во время мартовских показов стало, разумеется, неожиданно еще одним выразительным средством. И весьма мощным. Как точно заметила одна из петербургских критиков: «Однако природа последних петербургских спектаклей режиссера такова, что пустое «бесчеловечное» пространство, ужас пустых кресел ему только на пользу». И вот удалось убедиться в справедливости этой мысли воочию. Хотя, возможно, сказывалось общее волнение — как зрительское, так и исполнителей.

И третий парадокс первого «живого» показа: за все время спектакля, который идет немногим больше часа, ни разу ни у кого не зазвонил телефон и никто не светил поминутно экраном в темноте. Включилась ли наконец-то магия искусства или публика еще не осознала, что театр снова можно беспрепятственно посещать, и поэтому предпочитала сидеть смирно и не шелохнувшись (а то мало ли что)... Но факт остается фактом: первый раз за очень долгое время спектакль можно было смотреть, не отвлекаясь ни на что другое.

Наталия Эфендиева, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях