После путинского наказа Открытое правительство определило четыре манёвра, которые могут считаться «опасным вождением» и должны наказываться. Это «игра в шашечки», намеренное резкое торможение, «междурядье» и дрифт. Московские чиновники предлагают закручивать гайки вплоть до изъятия прав на месте. А Медведев как бы предупреждает: опасайтесь двойных смыслов.
Открытое правительство подготовило поправки в ПДД, выделяющие четыре основных автомобильных манёвра на дороге, которые могут считаться «опасным вождением» и должны наказываться, передает «Газета.Ru». Согласно предложениям ОП, опасными нужно определить «игру в шашечки» (беспорядочное перемещение из ряда в ряд), «игру в наказание» (резкое торможение перед сзади идущим автомобилем), «междурядье» (езда по линии, разделяющей попутные полосы движения) и дрифт (управляемый занос).
Одновременно заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов предложил ужесточить наказание для агрессивных водителей (за агрессивное маневрирование ) и разрешить автоинспекторам изымать права на месте правонарушения на срок не менее полугода. Размер штрафа при этом следует привязать к стоимости автомобиля, которую можно определить через каско либо по справочникам, которые используют таможенные органы.
Сформулированные дополнения планируется внести в КоАП в мае, пишет Autonews. Проект постановления прошел общественное обсуждение с участием вице-премьера Игоря Шувалова, который курирует вопросы безопасности дорожного движения. «У нас с вами уйдет немного времени для того, чтобы эту формулировку [«опасное вождение»] доработать. Давайте постараемся это сделать в течение апреля, с тем чтобы в мае постановление правительства точно вышло», – сказал Шувалов. По словам вице-премьера, он считает нецелесообразным введение уголовной ответственности за опасное вождение, но административное наказание, по его мнению, необходимо.
Как отметили в правительстве, точная статистика аварий, произошедших из-за опасных манёвров, не ведется именно в связи с отсутствием такого понятия в ПДД. У премьера Дмитрия Медведева, впрочем, статистика есть: по его данным, 80% ДТП в России происходят из-за лихачества на дорогах.
Напомним, в октябре 2015 года МВД предложило ввести в ПДД понятие «Опасное вождение», подготовив соответствующий проект постановления правительства России. «Проектом предлагается дополнить Правила дорожного движения Российской Федерации понятием «Опасное вождение», что значит – создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону», – говорилось в сообщении ведомства.
В ноябре 2015-го в Москве решено было создать специальное подразделение ГИБДД для борьбы с агрессивным вождением. В марте эта тема вернулась с новой силой – после того, как президент Владимир Путин на госсовете, посвященном безопасности дорожного движения, поручил представить план мероприятий по комплексному решению проблемы «опасного вождения». 28 марта Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами поручил провести общественное обсуждение внесения поправок в законодательство относительно ответственности за опасное вождение. По мнению премьер-министра, чтобы принять термин, нужно убедиться в том, что нём нет никаких двойных смыслов.
На сайте ГИБДД осенью был проведён опрос, и большинство участников высказались за закрепление понятия «опасное вождение». Обсуждая причины этого явления, участники опроса также оказались достаточно единодушны – виной всему психологический фактор. Аналогичный опрос проводил «Водитель Петербурга». Почти половина читателей согласились, что причина опасного вождения – в недостатке личной культуры и воспитания, ещё 38% выбрали вариант «Водитель ставит себя (свои навыки и социальный статус) выше других». Кстати, в другом нашем опросе более половины участников так или иначе признались в том, что хамят на дороге.
Сейчас на сайте МВД снова проводятся опросы на эту тему, чтобы определить динамику изменения общественного мнения. А на нашем сайте голосуйте за самые опасные манёвры (точнее, против).
Как показывает мировой опыт, основные причины ДТП скрываются в психических механизмах регуляции деятельности водителя, точнее в неумении управлять собой и, как следствие, в агрессии. Эксперты неоднократно отмечали, что тема опасного вождения сложна, а психология управления транспортными средствами остается до конца не изученным направлением. Кроме того, в автошколах ему не уделяется особого внимания, тогда как психологическое состояние водителей – та сфера, которая напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Одним из ключевых условий для преодоления сложившейся ситуации является формирование в обществе дорожной культуры, а также поддержка широкой общественности в предупреждении подобных правонарушений, считают в МВД.
Перечень недопустимых действий водителя существует в ПДД многих стран: в Европе, Америке, Японии и Австралии. Это, в частности, подрезание при обгоне, моргание дальним светом, невключение сигналов поворота, несоблюдение безопасной дистанции, многократная смена полос движения при опережении или обгоне, несоблюдение требования уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, поездки по обочине дороги, злоупотребление звуковым сигналом, оскорбление других водителей, агрессивная мимика и жестикуляция. За такое поведение на дороге наказывают даже строже, чем за привычные нарушения. Водителей, признанных виновными в «опасном вождении», ждут не только большие штрафы и лишение прав, но зачастую и тюремный срок.
Так, в Великобритании за опасное вождение полагается до двух лет лишения свободы и (или) штраф, сумму которого назначает суд. В 2015 году за это были осуждены 66 британских подростков младше 17 лет.
В Германии предусмотрен штраф в 250 евро и лишение водительских прав сроком на три месяца. Агрессивное вождение наказывается штрафами (от 500 до 2500 долларов), лишением права и тюремным заключением в 11 штатах США. В Японии – штраф и шестимесячные исправительные работы. Дороже всего проявлять агрессию в Австралии: там водителя могут оштрафовать на сумму до 5500 долларов или лишить водительских прав на три года, а за повторное нарушение – на 5 лет или даже арестовать.