Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Сюжеты вокруг бюджета

Сюжеты вокруг бюджета

320

На прошлой неделе правительство РФ внесло проект бюджета в Госдуму. И вот уже немало лет эта фраза-клише вызывает нездоровый смех. Если и произойдут кое-какие изменения в этом проекте, то думцы тут будут явно не причем. Разве что исполнят какой-нибудь ритуальный танец по заказу верховной администрации.

Впрочем, сведение функций законодательной власти к ролевым играм не только не мешает, но, скорее, помогает оценить налогово-бюджетную политику правительства. Ибо она предстает в незамутненном парламентскими страстями виде.

Без нефти мы - Греция

Слегка вздохнули после кризиса и вернулись к трехлетнему планированию. Бюджет формируется на 2011 год и на период до 2013 года включительно. Как же видится российской власти эта среднесрочная перспектива? Нефтегазовое наполнение доходной части федерального бюджета составит в эту трехлетку примерно 46-47%. Это почти столько же, сколько в 2008 г. и на 4 процентных пункта выше, чем по факту было в прошлом году. Этим ожиданиям нефтегазовых доходов способствует прогноз цены на нефть на уровне 75-78 долларов за баррель, что на 10 долларов выше прошлогодних оценок.

Что ж, прогноз хоть и очень оптимистичный, но не будем с ходу на него нападать. Если США продолжат сорить деньгами (выражаясь по научному, проводить мягкую бюджетную и монетарную политику), то указанные цены вполне реальны. Другое дело, что каждый вырученный за экспорт доллар будет весить меньше, то есть его покупательная способность на мировых рынках станет ниже.

На все три года в России планируется дефицит бюджета: 3,6, 3,1 и 2,9% ВВП, соответственно. На фоне отдельных финансово нестабильных стран Западной Европы вроде бы сущие пустяки. В той же Греции после устранения всяческих занижавших его жульнических подсчетов он, по данным Евростата, в 2009 году составил 13,6% ВВП.

Однако тут вот что интересно. В том же году в России так называемый «ненефтегазовый дефицит» (дефицит федерального бюджета за вычетом его нефтегазовых доходов) равнялся тем же 13,6%. Без нефти, таким образом, мы – Греция! Только Акрополя у нас нет, да и туристы на наши моря почему-то не рвутся. Даже на Черное, не говоря уже о море Лаптевых. Вот и посоревнуемся мы далее с Элладой. У нас на предстоящие три года ненефтегазовый дефицит федерального бюджета составит 11,7, 10,9 и 10,6% ВВП, соответственно. Посмотрим, удастся ли лишенным нефти грекам сократить свой дефицит ниже этих цифр.

Ну, да что нам ненефтегазовый дефицит! Если цена на нефть падает до $50, то наш дефицит в 2011 г. и с учетом всех нефтегазовых доходов составит 6,1% ВВП. И тут заметим, что среднегодовая цена перевалила за $50 только в 2006 г., а бюджетного дефицита у нас с 2000 г. не наблюдается. А теперь, по словам Алексея Кудрина, нам под 100 долларов за баррель надо, чтобы без него жить. Это же как надо было расходы за эти года раздуть!

Пенсионер – наше все?

Как только начинаются стенания на мотив «как мы плохо живем», тут же вылезает кто-нибудь с ссылками на несчастных наших пенсионеров. Однако реальность несколько иная. Многие социологические обследования показывают, что самыми бедными у нас являются молодые семьи, имеющие двое и более детей. Пенсионеры же так запугали российские власти своими протестами против монетизации льгот в 2005 г., что их до сих пор боятся. А боятся – значит уважают! И платят.

Обратимся к «Основным направлениям бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Из этого минфиновского документа узнаем, что в 2009 г. среднегодовой размер трудовой пенсии вырос на 24,9%, а в 2010 г. он вырастет на 44,9%! При этом заметим, что у федеральных бюджетников в эти годы зарплата заморожена. Никакой индексации! Да и на будущее вроде как не предвидится. Тогда как пенсии, согласно упомянутому документу, в предстоящие три года будут расти темпами, опережающими инфляцию (9,4%, 7,2 и 7,1%, соответственно).

Возникает парадоксальная ситуация: пенсия уже сейчас догнала зарплату бюджетника. Она примерно равна зарплате вузовского доцента. К чему это ведет? А к тому, что все доценты вскоре станут пенсионерами (профессора уже, за редкими исключениями, ими стали). Поскольку молодежь на эти смешные зарплаты не идет.

Жизнь же вузовского преподавателя расцветает радужными красками после 55-60. Ибо награждает за ту же (а то и худшую) работу второй зарплатой в форме пенсии. И с этим возрастным контингентом мы еще хотим какие-то там прорывы в образовании совершать и университетскую науку развивать? С таким же успехом можно им заменить нашу сборную по футболу и ждать выигрыша чемпионата мира.

Ситуация с пенсионерами оборачивается ростом налогов на бизнес. «Повышение общей налоговой нагрузки на бизнес в 2011 г. на 2,1%, до 34,8% ВВП, позволит государству не идти по пути повышения пенсионного возраста для уменьшения дефицита пенсионной системы». Это Кудрин на прошедшей неделе в Госдуме заявил. Не знаю, обрадуется ли этому бизнес, и надолго ли его хватит. Демографическая ситуация складывается так, что повышать налоговую нагрузку придется неоднократно.

Однако ясно, что это – тупиковый вариант. Кудрин это тоже понимает, и поэтому делает намеки на возможное начальное повышение пенсионного возраста для мужчин до 62 лет, для женщин – «ближе к 60». Но не сейчас, а лет эдак через 5. Понятно, когда через 2012 год перевалим.

О пенсионной проблеме уже как-то писал. Хватит. Вот только удивляет один факт: демократические правительства во всей Европе проводят решения о повышении пенсионного возраста. Франция – самый свежий пример. А весьма далекая от демократии российская власть демонстрирует полную импотенцию в этом вопросе.

С кем воевать будем?

Интересно взглянуть на предлагаемую правительством РФ динамику отдельных статей бюджета. Причем в реальном, очищенном от инфляции виде. Проделав такую работу, убедимся, что в 2013 г. по отношению к 2010 г. вырастут лишь три крупные статьи бюджета. Во-первых, рекордсменом роста (+ 76,8%) является обслуживание государственного и муниципального долга. Что ж, вполне закономерно, коли сохраняется дефицит и живем в долг. Во-вторых, незначительно вырастают расходы на охрану окружающей среды (+ 3,6%). Будем считать это некой случайностью. И, наконец, нам обещают рост расходов на национальную оборону на 35,8%. Вот тут стоит задуматься.

Военная реформа канула в небытие. Призывники-годичники заменят нам профессиональную армию. А денег требуется все больше. Интересно все-таки, на что именно? На замену портянок носками? Впрочем, наш военный бюджет – один из самых закрытых в мире. Возможно, именно по причине этой замены.

Структура расходов бюджета и их планируемая динамика говорят нам больше об обществе, чем сотни заявлений политиков и выступлений всякого рода аналитиков. Взгляд на наш проект бюджета позволяет заметить: будем крепить военную мощь и, попутно, урезать образование (-3,2%). Конечно, все для фронта, все – для победы! Только вот с кем воевать будем? Похоже, что в очередной раз сами с собой.

Андрей Заостровцев

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях