Обозреватели «Культурной столицы» проштудировали список номинаций «Золотого Софита-2010» и не смогли удержаться от комментариев.
Давненько список номинантов Высшей театральной премии Петербурга «Золотой Софит» в области драматического театра не производил такого благоприятного впечатления. Если вообще когда-то производил. Экспертному совету под руководством профессора Академии театрального искусства Юрия Барбоя надо отдать должное: со своей работой они справились не без блеска. В истории «Софита» было две стадии. Первая, времен Кирилла Лаврова, когда премия стремилась раздать всем сестрам по серьгам и никого не обидеть. Театры в списках номинантов наличествовали в уважительно равных пропорциях, народные артисты, сыгравшие крупные роли, в этих списках тоже, как правило, без разбору присутствовали. После кончины Кирилла Юрьевича «Софит» охватила странная смута, достигшая апогея в прошлом году. Экспертный совет, состоявший из уважаемых театроведов, вдруг выдал на-гора список, странный до нелепости. Лучшими спектаклями предлагалось считать нечто с далекой периферии театрального процесса, причем номинированные актеры и художники почему-то работали в основном не в этих спектаклях, а в других – по мнению совета, очевидно, худших, режиссерская номинация и вовсе не была открыта.
Нынче же, благодаря разумной пропорции в экспертном совете многоопытных консерваторов и более молодых специалистов с более широкими взглядами на искусство удалось составить вполне сбалансированный перечень. За звание «Лучшего спектакля на большой сцене» будут бороться четыре весьма достойных кандидата: поставленные на сцене Александринского театра «Гамлет» Валерия Фокина и «Изотов» Андрея Могучего, «Дни нашей жизни» Юрия Цуркану в «Русской антрепризе» и «Поздняя любовь» Владимира Туманова в Молодежном театре на Фонтанке. Сценические задачи и достоинства этих постановок, возможно, и не вполне равновесны, но каждый из спектаклей – пример мастерства и вдумчивого, серьезного отношения к театру. Бесспорен и выбор в области малой формы: «Каин» Александра Баргмана и Анны Вартаньян в «Таком театре» (копродукция с театром «Балтийский дом») и «Фальшивый купон» Анатолия Праудина на Экспериментальной сцене «Балтийского дома». Единственное, что режет глаз, – конкуренция «Балтдома» самого с собой. Разбор на «большое» и «маленькое» прошел не без странностей: «Дни нашей жизни» и, в особенности, «Поздняя любовь» явно тяготеют к камерной форме, а «Каин», напротив, организован по законам большой сцены, хотя и играется для малой группы зрителей. Но эти странности все же не могут испортить общего впечатления от выбора экспертов.
Еще приятней сопоставлять этот перечень со списком номинантов-режиссеров: вопреки странным привычкам «Софита», здесь перечислены авторы спектаклей, номинированных как лучшие, а не создатели каких-то других спектаклей. Изъяты из соревнования только режиссеры «Дней нашей жизни» и «Поздней любви» – но и это умно: в названных спектаклях ощутимо ниже градус режиссерского поиска, не так явен индивидуальный стилевой почерк постановщика. Зато от «Дней нашей жизни» на «Софит» за лучшую женскую роль претендует Полина Толстун, сыгравшая Оль-Оль, а на приз за роль второго плана – Сергей Барковский, замечательно исполнивший роль «вечного студента» Онуфрия. Номинирована и сценография Владимира Фирера. «Поздняя любовь» представлена работой Эмилии Спивак в роли Людмилы («Лучшая женская роль») и Евгения Титова в роли Дормедонта («Лучшая роль второго плана»). От «Гамлета» выдвинут Александр Боровский за лучшую работу художника. От «Изотова» в аналогичной номинации – художник Александр Шишкин, а также Сергей Паршин за роль таксиста Николая (в номинации «роль второго плана»). «Каин» представлен работой сценографа Анвара Гумарова и исполнением заглавной роли Александром Кудренко.
Другие заметные спектакли сезона отмечены в актерских номинациях. «Дядя Ваня» (Александринский театр, режиссер Андрей Щербан) претендует на «Софит» в номинациях «Лучшая мужская роль» (Семен Сытник – профессор Серебряков) и «Лучшая роль второго плана» (Дмитрий Лысенков – Вафля). «Смешные поневоле» («Приют комедианта», режиссер Александр Баргман) снискали номинацию за лучшую мужскую роль для Геннадия Алимпиева (бывали у Алимпиева работы и поярче, но артист блестящий!) и номинацию за лучший дуэт для упоительных и неподражаемых Марины Солопченко и Анны Вартаньян. Спецпризом отмечен и художник по костюмам Юрий Сучков (второй спецприз за дебют отдан Сергею Яценюку – начинающему актеру Молодежного театра). «Салемские колдуньи» (Театр на Васильевском, режиссер Анджей Бубень) представлены отличным дуэтом Дмитрия Воробьева и Елены Мартыненко в ролях супругов Прокторов и качественно сделанной ролью молодой Надежды Кулаковой (номинация «Второй план»). «Сиротливый Запад» (Театр им. Комиссаржевской, режиссер Виктор Крамер) номинирован за лучшую свою составляющую – актерский дуэт Сергея Бызгу и Александра Баргмана. «Мыльные ангелы» (Театр им. Комиссаржевской, режиссер Александр Морфов) законно заявлены в номинации «Лучшая женская роль» за феерическое воплощение образа Илуминады Маргаритой Бычковой.
Оставшиеся номинации не столь бесспорны – но позвольте, их всего три… Да про «Софит» ли мы говорим? Спектакль БДТ «Королева красоты» плох, но Елена Попова – выдающаяся актриса, против ее номинации высказываться не хочется, ибо тут надо вести совсем другой, принципиальный разговор – о профпригодности постановщика Егора Чернышова. То же самое и с превосходнейшим артистом Вячеславом Захаровым, номинированным за роль Прибыткова в «Последней жертве» Театра им. Ленсовета (постановка Татьяны Москвиной и Романа Смирнова). То же самое и с Валерием Дьяченко (роль Беликова, «Человек в футляре», Театр юных зрителей им. Брянцева, режиссер Георг Васильев), одним из немногих артистов нашего ТЮЗа, сохраняющим великолепную актерскую форму.
Номинационный перечень позволяет даже отследить место каждого из петербургских театров в современном театральном процессе. Первую позицию по праву занимает Александринка. А скажем, МДТ, впавший в своеобразный творческий ступор, не имеет ни одной номинации. Ни одной номинации не досталось Театру на Литейном. Законно ни единожды не отмечен Театр комедии. БДТ и Театр Ленсовета получили всего по одной номинации – это со стороны экспертов строго, даже жестоко, но оправданно: оба названных стационара имеют существенные творческие проблемы.
Просматривая список номинантов нынешнего «Софита» в драме, будто бы беседуешь с умным, опытным человеком. А умному и опытному можно простить отдельные чудачества вроде недооценки александринского спектакля «Дядя Ваня» и работы в нем актера Сергея Паршина, отсутствия среди номинантов Виталия Коваленко и Юлии Марченко, здорово сыгравших в «Изотове», или того же Коваленко – но с ролью в «Смешных поневоле». Даже Гамлета и Хлестакова – Дмитрия Лысенкова, даже Дениса Волкова – Скапена (Волков, впрочем, уже получил за эту роль в театре «Пушкинская школа» премию «Прорыв»), скрепя сердце, но прощаешь.
Результаты же работы экспертного совета музыкального театра иначе как скандальными назвать трудно. Начать хотя бы с номинации «Лучший спектакль», в которой отсутствуют две главные оперные премьеры прошлого сезона. Проигнорированы мариинские «Троянцы» передовиков западного оперного процесса каталонской группы La Fura dels Baus, впервые за последние годы выведших театр Валерия Гергиева на территорию по-настоящему актуального искусства. Вынесена за скобки конкурса и «Иудейка» Михайловского театра – первая по-настоящему значительная работа новой команды Владимира Кехмана, постановка, прививающая десятилетиями прозябавшей труппе лучшие традиции современной европейской режиссуры. Экспертный совет драматического театра попытался изменить дурным обычаям «Софита», но эксперты по опере остались им верны, присягнув на верность глубокому провинциализму как концептуальной идее премии. Соревнование, из которого заведомо устранены лидеры, теряет всякий смысл. В итоге за оперный «Софит» будут состязаться «Женщина без тени» Мариинского театра (постановка масштабная, но сомнительная, не бог весть какие глубокие смыслы которой исчерпываются сценографией Пола Брауна, а режиссура при этом отсутствует как класс) и крепко сбитая, но выглядящая сборником до боли знакомых автоцитат «Итальянка в Алжире» Александра Петрова из «Зазеркалья»; плюс единственно радующие глаз «Паяцы» из «Санктъ-Петербургъ Оперы», в которых Юрий Александров окончательно и внятно сформулировал свое творческое кредо «Жизнь есть театр».
Следующее абсурдное решение связано с номинацией «Оперетта-мюзикл»: экспертный совет не посчитал возможным открыть конкурс на лучший спектакль. Возможно, потому что лидерство грандиозных «Шербурских зонтиков» театра «Карамболь», самого значительного события петербургского музыкального театра последних лет, было бы слишком очевидно на фоне сирого провинциализма недавних поделок Театра музыкальной комедии. «Шербурские зонтики» представлены лишь частными номинациями: номинированы две актерские работы Ольги Левиной и Сергея Овсянникова и этапная работа сценографа Зиновия Марголина, не заметить которую было просто невозможно. Экспертам «Софита» словно невдомек, что «Шербурские зонтики» примечательны именно взаимной обусловленностью режиссуры, сценографии и актерских работ и выделяются на фоне других постановок именно цельностью спектакля как сложносочиненной структуры. Расценивать различные элементы «Зонтиков», не учитывая целого, как минимум некорректно.
Впрочем, некорректность – фирменная черта музыкального экспертного совета нынешнего года. Если в женских актерских номинациях опера и оперетта разведены по разным категориям (соответственно Екатерина Семенчук в «Троянцах», Анна Нечаева и Мария Литке в «Русалке» Михайловского театра и Вера Егорова в «Итальянке в Алжире» плюс Катажина Мацкевич в «Гаспароне», Карина Чепурнова в «Холопке», Тамара Котова в «Севастопольском вальсе» Музкомедии), то для актеров-мужчин жанровая сегрегация не предусмотрена: жюри придется выбирать между Канио Виктора Алешкова («Паяцы») и Генкой Антона Олейникова («Севастопольский вальс»).
Отдельная статья – балетный конкурс, в котором на дуэли сходятся мариинская «Анна Каренина» Алексея Ратманского и «Евгений Онегин» Бориса Эйфмана, который вообще-то должен был принимать участие не в нынешнем, а в прошлом «Софите»: премьера спектакля состоялась 3 марта 2009 года, а хронологические рамки премии значатся как «сезон 2009-2010». Проигнорировав Диану Вишневу и Ульяну Лопаткину, на лучшую женскую роль от «Карениной» экспертный совет номинировал Екатерину Кондаурову. От «Онегина» номинированы Татьяна Анастасии Ситниковой и Евгений Олега Габышева, от «Карениной» – Вронский Константина Зверева. Мариинский «Шурале» представлен номинацией исполнителя заглавной роли Александра Сергеева.
Игнат Бетхудов, Софья Дымова
«Фонтанка.ру»
Фото: Виктор Сенцов / пресс-служба Александринского театра, Виктор Васильев, Молодежный театр на Фонтанке, Театр им. Ленсовета, Наташа Разина / пресс-служба Мариинского театра.
О том, как представляли номинантов, читайте здесь
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»