22:11 22.10.2017
По террористическим делам за полгода осуждено больше двухсот человек
Россиянина, который вернулся за своим котом, задержали в Швеции
Причиной ДТП с тремя машинами на КАД могло стать превышение скорости
В Штутгарте прошла акция в поддержку Кирилла Серебренникова
СМИ: Мужчина с ружьем захватил заложников в английском боулинг-клубе
Навальный про выдвижение Собчак: «Все имеют право идти на выборы»
«Зенит» сыграл с ЦСКА вничью
Российские вертолеты летят в Мексику
Столкновение автобуса с домом на Волковском обошлось без пострадавших
В Ростове-на-Дону опять пожар: горит тысяча квадратных метров рынка
В Петербурге откроется Музей социалистического быта с экспозицией «Рублевка»
Семь человек пострадали в маршрутке после ДТП на Приморском шоссе
Петербург ждет гололедица
В Сестрорецке мужчина пострадал из-за поломки самогонного аппарата
ГИБДД: В аварии на КАД пострадали три человека
На Сердобольской с высоты сорвались двое рабочих
В Ивангороде ФСБ засунула под стол сотрудников таможни
Навальный не стал комментировать выдвижение Собчак в президенты
У Верховной рады Украины проходит «Народное вече»
В Петербурге пошёл первый снег
Вакансией оленевода в Лапландии заинтересовались иностранцы
Погода не обманула: в Ленобласти выпал первый снег
Владимир Познер о поддержке Ксении Собчак: На безрыбье и рак рыба
У композитора в Петербурге угнали иномарку
«Заговоренное» золото, которое девушке в бюстгальтер положила гадалка, оказалось камнями
Власти Ростова-на-Дону не собираются восстанавливать дома после летнего пожара
В Рябово сгорели женщина и ее восьмилетний племянник из Петербурга
На выборах мэра Тбилиси победил бывший футболист Каха Каладзе
Горячая вода и тепло вернулись к жителям Приморского района раньше на день
СМИ: США выявили кибератаки на энергетические и промышленные предприятия
У сотрудника прокуратуры Петербурга украли три лодочных мотора
Император Японии отречется от престола впервые за 200 лет
Со стройки в Шушарах вынесли инструмент из пяти бытовок, угрожая сторожу пистолетом
За ночь на юге Петербурга двух мужчин ранили ножом в ягодицы
СМИ: Россия внесла Браудера в базу Интерпола
Навального тайно выпустили из спецприемника
На Новой сцене пройдет фестиваль искусств
Ученики Кудашова покажут «Жизнь насекомых»
Вдова племянника Николая Второго с помощью Поклонской требует запретить «Матильду»
СКА продолжил победную серию в КХЛ
В Петербурге появились чемпионы мира по бразильскому рапиду
Два молодых человека спасли старушку из горящей квартиры в Петербурге
Помощницу главы Российского молодежного союза отправили под домашний арест
В Барселоне началась акция в поддержку независимости Каталонии
ГИБДД: В ДТП с мотоциклом на Невском пострадали четверо
Турция планирует использовать национальные валюты при расчетах с Россией
На Тореза Opel выехал на встречку, оба водителя и пассажиры Ford в больнице
Путин: Генная инженерия страшнее ядерной бомбы
«Тосно» получил в ухо от «Ростова» и месть исландской ноги: как сыграла главная областная футбольная команда
В Кронштадте появится второй съезд с КАД
На Невском мотоциклист сбил двух женщин
Петербург ждет первый снег
Главу подразделения МВД Москвы отправили под домашний арест
Массовые демонстрации неонацистов и их противников нарушили движение поездов в Финляндии
Анкара одобрила «Турецкий поток»
Следователю по делу о мошенничестве с домом, который строился в Переделкино для Чубайса, понадобилась госзащита
Через запретку колонии в Обухово парень перебросил себе срок
Ночью в Аннино ГИБДД случайно разрушила бразильский треугольник
Турецкие помидоры вернутся в Россию раньше на месяц
Премьер-министр Испании заявил о роспуске правительства Каталонии
МВД готовит тотальную проверку частных клиник и домов престарелых
Строитель объектов к ЧМ-2018 в Нижнем Новгороде на два месяца отправился в СИЗО
В Выре женщину дважды переехали на пешеходном переходе
Две иномарки сошлись лоб в лоб на Тореза, среди пострадавших ребенок и беременная
Следователи рассматривают две основные причины смерти актера Дмитрия Марьянова
Вдоль мусорного полигона в Новоселках заново высадили деревья
В Петербурге прошли обыски и аресты в связи с хищением 100 млн рублей Росвоенипотеки
Полиция задержала подозреваемого в поножовщине в Мюнхене
Тяжелым ДТП закончился выезд Range Rover на «встречку» на Маршала Захарова
Александр Овечкин поставил рекорд результативности в НХЛ
Театры

«Гамлет» в Александринке: Вертикаль власти

Первый Шекспир в репертуаре сегодняшней Александринки и шестой по счету петербургский спектакль ее художественного руководителя Валерия Фокина cтал ключевой премьерой театрального сезона 2009/2010. «Гамлет» Фокина – не просто художественное явление, но гражданский поступок. У режиссера получилось то, что так хорошо удается западному театру, но почти никогда – отечественному.
«Гамлет» в Александринке: Вертикаль власти

Первый Шекспир в репертуаре сегодняшней Александринки и шестой по счету петербургский спектакль ее художественного руководителя Валерия Фокина cтал ключевой премьерой театрального сезона 2009/2010. «Гамлет» Фокина – не просто художественное явление, но гражданский поступок. У режиссера получилось то, что так хорошо удается западному театру, но почти никогда – отечественному: жестко и правдиво отразить современный нам мир, вчитав в классическую драматургию актуальное содержание.

Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Этот «Гамлет» ошеломляет еще до начала собственно действия – когда, только войдя в зал, впериваешься глазами в тылы раскинувшейся во всю ширь и во всю высоту сцены стадионной трибуны, развернутой сценографом Александром Боровским лицом к заднику. По центру тяжеловесной металлической конструкции – широкая лестница, событийный эпицентр спектакля. Позади – площадка, к которой устремлены взоры уже сидящей на трибунах спиной к александринскому залу массовки и которая видна публике сквозь зазоры между этажами. Вот главный визуальный образ фокинского «Гамлета»: тотально просматриваемое пространство, подавляющее своей мощью и не дающее героям остаться наедине с собой.

Сценография Александра Боровского
Сценография Александра Боровского


Режиссер бьет под дых первой же сценой: сверху по лестнице спускаются две омоновки с холеными немецкими овчарками на привязях. Молчаливо обходят сцену, пару секунд, мониторя зал, стоят у рампы, уходят. Эпиграф спектакля легко объяснить во вполне себе жизненной логике: александринский «Гамлет» открывается инаугурацией Клавдия, массовым мероприятием государственного значения, на котором присутствует правящая элита, значит, велика опасность теракта, значит, требуются специально обученные собаки. Но таким образом Фокин в подтексте обозначает местом действия своего «Гамлета» полицейское государство, в котором каждый несвободен и все ходят под конвоем. Сочиненный Александром Бакши государственный гимн больше напоминает траурно-триумфальный военный марш – единственно адекватный символ для державы, которой правят силовые структуры. В которой всё начинается и всё заканчивается (повтор мизансцены с овчарками венчает «Гамлета») бездушными монстрами, готовыми разорвать всех и вся. Боже, как грустна наша Дания.

Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Инаугурация Клавдия: цвет политического истеблишмента, фальшивые речи и еще более фальшивые улыбки, переходящие в овации аплодисменты. Узнаваемо лживый официоз, на который уже глядеть тошнит. Точно сыгранный Андреем Шимко ухоженно небритый Клавдий свое первое обращение к соратникам и коллегам произносит на невообразимом бюрократическом волапюке («и в этом мы чувствуем всеобщую свободную поддержку»). Окружение не столько короля, сколько президента – закованная в черный костюм haute couture железная леди Гертруда (выдающаяся роль Марины Игнатовой: кто в правящей чете обладает реальной властью, понятно сразу), партийный функционер со стажем Полоний (многоопытный Виктор Смирнов), достойный отца сын Лаэрт – предусмотрительно сбегающая с тонущего корабля в безмятежную Францию откормленная лоснящаяся крыса (разыгранная в несколько касаний многоходовка Павла Юринова).

Клавдий (Андрей Шимко), Лаэрт (Павел Юринов) и Гертруда (Марина Игнатова)
Клавдий (Андрей Шимко), Лаэрт (Павел Юринов) и Гертруда (Марина Игнатова)

В семье не без урода: хрупкая Офелия (акварельный шедевр Янины Лакоба) выламывается из общей картины своей малохольностью. Переживания Полония за судьбу дочери понятны – она не из их породы, кто возьмет такую в жены?

Офелия (Янина Лакоба) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Офелия (Янина Лакоба) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Но главный «чужой» тут, конечно, Гамлет. Еще до начала инаугурации его, мертвецки пьяного, Розенкранц и Гильденстерн (в дуэте виртуозно лидирует только-только вошедший в труппу театра юный Тихон Жизневский) втащат через партер на сцену, приведут в чувство переодеванием из несоответствующего дресс-коду молодежного кэжуала в черную пару и выведут на трибуну. Гамлет – главный нарушитель датского спокойствия: впоследствии Полония заинтересует подцензурность читаемой принцем книги, а Клавдия – наличие предосудительного содержания в «Мышеловке». Чувствуя исходящую от Гамлета потенциальную угрозу, система приставляет к небезопасному элементу пару секьюрити: на публике Розенкранц и Гильденстерн отвечают за то, чтобы норовящее выйти за рамки дитя супружеской четы следовало установленному тоталитарным государством comme il faut.

Розенкранц (Тихон Жизневский), Гамлет (Дмитрий Лысенков) и Гильденстерн (Владимир Колганов)
Розенкранц (Тихон Жизневский), Гамлет (Дмитрий Лысенков) и Гильденстерн (Владимир Колганов)


Иную роль Розенкранц и Гильденстерн играют, оставаясь с Гамлетом наедине. Нанятая Гертрудой и Клавдием парочка подслушивает и подсматривает, попутно сводя принца с ума проверенным русским способом – подливая в отвратительные пластиковые стаканчики беленькую. Доведя Гамлета до невменяемой кондиции, они разыгрывают спектакль «Явление призрака отца», с завываниями читая текст шекспировского монолога в микрофон под аккомпанемент проверенных театральных эффектов (белый дым, шум ветра, раскаты грома). Очнувшись, Гамлет вбивает себе в голову идефикс мести, которым огорошивает вернувшегося после длительной отлучки и позабывшего о царящих на родине нравах Горацио. Первая естественная реакция возвращенца из Виттенберга – натянув на глаза черную молодежную шапку, уйти в себя. Окружающие реалии настолько потрясают героя Андрея Матюкова, что поначалу его хватает лишь на то, чтобы с мукой на лице наблюдать за развитием интриги из первого ряда партера.

Горацио (Андрей Матюков) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Горацио (Андрей Матюков) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Следующая сцена разворачивается на карнавальном фоне государственных торжеств: вечеринка по случаю инаугурации обставлена в историческом духе, все приглашенные одеты в костюмы елизаветинской эпохи. Прикрываясь нравами современной элиты, Фокин вводит в свой спектакль один из важнейших смысловых элементов – блок отсылок к легендарным отечественным постановкам «Гамлета» ХХ века, и прежде всего к спектаклю Николая Акимова (Театр Вахтангова, 1932). Костюм Гертруды скопирован дословно: черное платье и копна рыжих волос, которыми Акимов хотел намекнуть на близость его героини Елизавете Английской (которую, кстати, Марина Игнатова играет в БДТ, в «Марии Стюарт» Темура Чхеидзе). Другая цитата – костюм безумного Гамлета: ночная сорочка, кастрюля на голове и блюдо с жареным поросенком (у Акимова, правда, он был живым) в руках. Одним Акимовым Фокин не ограничивается: в тоталитарном мире его «Гамлета» прорастают образы спектакля Николая Охлопкова (Театр имени Маяковского, 1954). Эти исторические гиперссылки – не просто прочные корни, которыми спектакль Фокина прорастает в историю театра. Воспроизводя детали великих русских «Гамлетов» прошлого, Фокин напоминает о дурной повторяемости истории.

Гертруда (Марина Игнатова) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Гертруда (Марина Игнатова) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Время идет, один правитель сменяет другого, но машина по перемалыванию человеческих жизней продолжает работать. Рефрен фокинского спектакля – выход на авансцену неизвестных людей в черном, волочащих за собой трупы и выбрасывающих их в оркестровую яму. Этим функционерам совершенно всё равно, что происходит за их спинами: пока политическая верхушка занята интригами, рядовые опричники методично делают свое дело. Остановить это движение простому смертному не по силам, как и понять, кто реально давит на рычаги гибельного механизма. Мог бы, наверное, Гамлет, но он, целиком и полностью поглощенный семейной драмой, и не пытается. Он даже не видит заговора против себя, не замечает, что его встреча с Офелией инсценирована Полонием (когда тот режиссерским тоном дает дочери указания в духе «читайте, это подчеркнет ваше одиночество» и командует невидимым ассистентам «Свет! Цикады!», веришь, что когда-то он действительно играл Юлия Цезаря). Гамлет не понимает, что, решившись мстить за отца, он незаметно для себя вступает в контакт с государственной машиной, а замарав руки кровью, становится ее винтиком.

Офелия (Янина Лакоба)
Офелия (Янина Лакоба)


Трагедия фокинского Гамлета – в роковой ошибке. Он не заметил, что вселенское зло заключено вовсе не в его матери с отчимом и не в их окружении. Его сознание мелочно, ему не хватает возрожденческого бытийного масштаба. Такому Гамлету ключевое высказывание шекспировского героя не по зубам, и потому первую строчку «To be or not to be» он читает по-английски, как расхожую замусоленную цитату, а сам монолог бросает после первых нескольких строчек. Всё, на что хватает александринского принца, – бессмысленный и опасный для здоровья круговой бег по трибунам в одной из центральных мизансцен спектакля. Горацио закрывает все двери в партере, чтобы Клавдий не смог улизнуть во время представления «Мышеловки» – но Гамлет не обращает никакого внимания на то, что окружение короля не очень-то взволновано фиаско первого лица. Обитатели Дании понимают, что они – пешки в глобальной игре, и потому сыто равнодушны к происходящему вокруг. В государстве какая-никакая стабильность, зачем зря рыпаться? Не сознают этого лишь выкидывающие трагические марионеточные коленца Гамлет и Офелия.

Клавдий (Андрей Шимко)
Клавдий (Андрей Шимко)


В породившем их мире человеческая жизнь ценится так дешево, что смерть не является событием. Потому, совершая самоубийство, Офелия соскальзывает в оркестровую яму так же легко, как если бы скатывалась с ледяной горки. Потому убийство Гамлета-отца является преступлением лишь для одного Гамлета. В этой Дании на особом счету только могильщики. Игорь Волков и Рудольф Кульд (филигранный актерский дуэт) играют, облачившись в фирменные черные спецовки с логотипом «Реквием-сервис» на спинах: государству, каждый день изрыгающему столько трупов («Моя родина, как свинья, жрет своих сыновей», – пел Гребенщиков), ритуальных услуг частных лиц недостаточно – требуется целый похоронный синдикат с рекламным слоганом: «Дома, что мы строим, простоят до Страшного суда».

Могильщики (Игорь Волков и Рудольф Кульд)
Могильщики (Игорь Волков и Рудольф Кульд)


Вопрос о том, кто в новом «Гамлете» победил, режиссер оставляет открытым. Это явно не малолетка Фортинбрас, которого в финале выводят на сцену вечные секьюрити Розенкранц и Гильденстерн – он только озвучивает заранее подготовленный кем-то текст. Кем именно – можно догадываться. Скорее всего, на рычаги интриги давит появляющийся в двух ключевых эпизодах спектакля рыцарь в средневековых латах. Впервые он выходит на сцену во время фальшивой сцены появления призрака, и по первости может даже показаться, что это тень отца Гамлета и есть – уж слишком царственно он ступает по стадионным трибунам, обходя свои владения. Но когда рыцарь появляется еще раз в финале спектакля, всякие сомнения в его статусе в обществе спектакля пропадают. Истинную иерархию фокинского «Гамлета» раскрывает вертикальная мизансцена, которая наверняка войдет в новейшую историю русского театра: в оркестровой яме копошится простой люд, у рампы дерутся Гамлет и Лаэрт, на лестнице за дуэлью наблюдают Гертруда и Клавдий, на самой верхней трибуне восседает спокойно наблюдающий за развязкой драмы рыцарь. Главный судья, высший правитель, Большой Брат, воплощенная власть.



Рыцарское забрало так и не будет поднято, фигура в латах так и останется единственной фигурой умолчания в идеально внятном и безукоризненно строгом александринском «Гамлете». Но именно эта недосказанность придает постановке обобщающий масштаб. Не так уж важно, о каком именно государстве идет речь в спектакле: все свободные державы свободны по-разному, все тоталитарные похожи друг на друга. Драматургическая адаптация Вадима Леванова – изощренный палимпсест, вполне адекватный «вывихнутому веку»: жонглируя цитатами из различных переводов «Гамлета» от Полевого до Пастернака и вворачивая в канонические тексты неологизмы, драматург сознательно путает следы. Валерий Фокин поставил «Гамлета» про общую для всех времен и народов вертикаль власти, для которой человек и его жизнь всегда значили слишком мало.

Дмитрий Ренанский
«Фонтанка.ру»

Фото: Виктор Сенцов/ пресс-служба Александринского театра


О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»
 


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (4)

Очень пафосно написано. А суть написанного так и осталась непонятной...

Написал зритель прошлого |

Ну и в чем разница между александровским Борисом и фокинским Гамлетом? Цитаты из прошлого плюс беспредел настоящего. Причем здесь Шекспир? Правда, если Ренанский хвалит,значит в Александринку лучше не соваться. Ему и красные труселя в "Дяде Ване" понравились.

Написал ДоЛя |

Действительно,статья написана в  немного школярском,восторженном духе. Хорошо,что она довольно точно описывает спектакль, в отличие от большинства статей,которые располагаются на сайте театра.  Там все целые абзацы посвящают заимствованиям  или цитированиям из спектаклей.например,Акимова. Я очень сильно сомневаюсь,что кто-то из публики, даже просвященной,эти цитирования понял и оценил. Только специалисты.  Так что за  исторические подробности автору  статьи спасибо.   Может. это и самоценно. А так спектакль получился какой-то скучный. В нем много непонятного(даже после всех прочитанных статей). Вот .например, почему беременна Офелия? То есть  не так надо спросить - что беременность Офелии добавляет к смыслу спектакля? Или - почему Гертруда сознательно выпивает бокал с отравленным вином? Да и актеры.как показалось, не очень убедительны.  

Написал iozerskay58-1 |

iozerskay58-1: Беременная Офелия-это отнюдь не находка Фокина. Это всего лишь хорошее знание театральной истории. В 30-х годах прошлого века во МХАТ был приглашен английский режиссер Г.Крэг, на постановку "Гамлета". Он считал, что Офелия любит Гамлета земной любовью, она беременная, приземленная, без облаков. Спектакль, правда, не вышел на публику, что-то помешало. Но в книге актрисы  А.Коонен этот эпизод описан очень подробно. Так что все эти якобы современные находки-просто перепевы 20-30-х годов прошлого века. С нетерпением жду якобы новаторскую постановку "Леса" Островского, где Гурмыжская будет на сцене делать себе педикюр, как в старом спектакле Мейерхольда. 

Написал зритель прошлого |

Все комментарии (4)

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
УК “Новоселье”
В Ленинградской области появятся кварталы “Эпсилон” и “Уютный”
Директор по маркетингу УК “Новоселье” Алексей Муравьев поделился дальнейшими планами развития крупномасштабного проекта “Новоселье: Городские кварталы”
Финская компания «ЮИТ Санкт-Петербург»
ЮИТ приглашает в город Пушкин на «Ипотечную субботу» в комплекс «INKERI»
Финская компания «ЮИТ Санкт-Петербург» приглашает всех желающих посетить «Ипотечную субботу». Мероприятие пройдет 21 октября, с 11.00 до 17.00, в павильоне продаж 5-этажного жилого комплекса комфорт-класса «INKERI»
Компания КЕЙ
4 лучших моноблока, которые рекомендуют специалисты компании КЕЙ
Сегодня моноблоки все чаще вытесняют стационарные ПК. Обусловлено это их компактностью, простотой и конкурентной производительностью. Специалисты компании КЕЙ подготовили для Вас обзор 4 лучших моделей моноблоков для реализации различных задач
«Петербургская Недвижимость»
Продажи Setl City выросли на 11% за 9 месяцев 2017 года
Компания Setl City увеличила продажи квартир на 11% (в денежном выражении) за 9 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Продажи коммерческой недвижимости выросли на 18%. Эксклюзивным брокером проектов Setl City выступает «Петербургская Недвижимость»
Группа компаний «КВС»
Ипотека на квартиры в «Ясно.Янино» по привлекательной ставке
Группа компаний «КВС» и Сбербанк объявляют о совместной программе субсидирования ипотечной ставки при приобретении жилья в микрорайоне «Ясно.Янино». Программа действует при покупке однокомнатных квартир во всех семи корпусах первой очереди и квартир любых типов в корпусах 7.5 и 7.6
Securika St.Petersburg
Что ждет посетителей на выставке Securika St.Petersburg? Новые подробности
В преддверии выставки Securika St.Petersburg организаторы выставки пообщались с участниками и задали им несколько вопросов. Предлагаем вниманию читателей четвертый обзор