12:04 18.12.2017
Саакашвили не дошел до допроса, устроив брифинг для прессы
УФАС объявит войну «профессиональным жалобщикам»
Биткоин на бирже отскочил от 20 тысячной отметки
«Кировский завод» открыли для пассажиров
Петербуржцы купили автомобили в кредит на 31 миллиард рублей
Опасных предметов на станции «Автово» не нашли
Из-за долгов более 18 тысяч петербуржцев отпразднуют Новый год дома
«Кировский завод» закрыли на проверку вслед за «Автово»
В коммуналках на Большом нашли слишком много жильцов
В Крыму взорвался газ в жилом доме
Двух управленцев «ПетербургГаза» обвинили в получении денег мимо кассы
Станция метро «Автово» закрыта на проверку
Дагестан и Новгород получат новогодний подарок от президента на 4,3 млрд
Финская полиция обыскала дом автора статьи о слежке за российскими военными
Минфин предложил списать бизнесу долги по социальным взносам
На «Нарве» водитель «Ниссана» затянул референта ФСБ в кювет
Временный мост в Петрозаводске отслужил своё
Взрывчатки в пакете на «Проспекте Просвещения» не нашли
Армию России планируют перевооружить за 19 триллионов
Улюкаев в СИЗО просит тёплые вещи и деньги
На Заневском автомобиль сбил четырёх пешеходов и уехал навстречу второму ДТП
США построят новые авиабазы в Европе, чтобы «сдерживать Россию»
Станция метро «Проспект Просвещения» закрыта из-за пакета
В школьном туалете в Ломоносове двое измывались над восьмиклассницей
Любитель «Боярышника» порезал администратора аптеки на Стачек
Самый загруженный аэропорт в мире возобновил работу после пожара
На Дворцовой набережной человека сбили и накрыли
Миллиардер Себастьян Пиньера второй раз стал президентом Чили
В России стартовала президентская кампания 2018 года
Илья Колмановский расскажет о свинолюдях, искусственной печени и других научных открытиях 2017 года
Трамп передал спасибо Путина директору ЦРУ
В Кремль привезли главную ель России
Подозреваемая в убийстве библиотекаря Мариинки упала в обморок при аресте
Российские пловцы установили мировой рекорд на Чемпионате Европы
В Совфеде назвали передачу данных от ЦРУ России «обнадеживающим сигналом»
СМИ: в Израиле скончалась преподаватель Путина по немецкому языку
Чемпион мира и обладатель «Золотого мяча» Кака завершил карьеру
Лидер ИГ находится на военной базе США - СМИ
Путину могли не доложить о подготовке терактов в Петербурге
В Ливане нашли тело сотрудницы посольства Великобритании
Комментаторам в эфире не запретят называть российских олимпийцев «сборной России»
В Волгограде из-за пассажира экстренно садился самолет в Москву
Папа Римский в день рождения задул свечку на гигантской пицце
Коммунальная авария затронула 61 жилой дом в Петербурге
За информацию о террористах в Петербурге Путин сказал спасибо ЦРУ и Трампу
Сборная России по хоккею обыграла финнов
При столкновениях у Октябрьского дворца в Киеве пострадали десятки правоохранителей
Как выглядел запуск экипажа МКС с Байконура
Шипулин: Обидно, что без промахов не заехал на пьедестал
В ХМАО без электричества остались нефтедобывающие предприятия «Роснефти»
В Петербурге ожидается уверенный минус
Шипулин – четвертый в масс-старте на этапе Кубка мира
В Москве взорвался пакет – пострадал дворник
Захарова: Исторические параллели могут привести Джонсона на остров Лесбос
В Габоне убили двух датских журналистов «за нападения США на мусульман»
Лыжник Устюгов – второй на этапе Кубка мира
На Маршала Жукова хаос – в Петербурге не день светофоров
Биткоин побил третий рекорд за сутки
СМИ сообщили о переговорах между Неймаром и «Реалом»
В Москве после закрытия ветки метро пассажирам раздали 360 литров чая
В ДТП в Ленобласти пострадал ребенок
В Москве подросток умер из-за смартфона и воды
Юрлова-Перхт о масс-старте: Будет над чем поработать
В Пакистане жертвами взрыва в христианской церкви стали пять человек
Госдума: Россия не ожидала слежки со стороны Финляндии
Из-за смога в Тегеране закрыли школы
Задержанные за подготовку терактов в Петербурге заявили о провокации
Убийство женщины и полицейского в Красноярском крае произошло из-за ревности
Генпрокуратура хочет создать прецедент для наркоторговцев
Театры

«Гамлет» в Александринке: Вертикаль власти

Первый Шекспир в репертуаре сегодняшней Александринки и шестой по счету петербургский спектакль ее художественного руководителя Валерия Фокина cтал ключевой премьерой театрального сезона 2009/2010. «Гамлет» Фокина – не просто художественное явление, но гражданский поступок. У режиссера получилось то, что так хорошо удается западному театру, но почти никогда – отечественному.
«Гамлет» в Александринке: Вертикаль власти

Первый Шекспир в репертуаре сегодняшней Александринки и шестой по счету петербургский спектакль ее художественного руководителя Валерия Фокина cтал ключевой премьерой театрального сезона 2009/2010. «Гамлет» Фокина – не просто художественное явление, но гражданский поступок. У режиссера получилось то, что так хорошо удается западному театру, но почти никогда – отечественному: жестко и правдиво отразить современный нам мир, вчитав в классическую драматургию актуальное содержание.

Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Этот «Гамлет» ошеломляет еще до начала собственно действия – когда, только войдя в зал, впериваешься глазами в тылы раскинувшейся во всю ширь и во всю высоту сцены стадионной трибуны, развернутой сценографом Александром Боровским лицом к заднику. По центру тяжеловесной металлической конструкции – широкая лестница, событийный эпицентр спектакля. Позади – площадка, к которой устремлены взоры уже сидящей на трибунах спиной к александринскому залу массовки и которая видна публике сквозь зазоры между этажами. Вот главный визуальный образ фокинского «Гамлета»: тотально просматриваемое пространство, подавляющее своей мощью и не дающее героям остаться наедине с собой.

Сценография Александра Боровского
Сценография Александра Боровского


Режиссер бьет под дых первой же сценой: сверху по лестнице спускаются две омоновки с холеными немецкими овчарками на привязях. Молчаливо обходят сцену, пару секунд, мониторя зал, стоят у рампы, уходят. Эпиграф спектакля легко объяснить во вполне себе жизненной логике: александринский «Гамлет» открывается инаугурацией Клавдия, массовым мероприятием государственного значения, на котором присутствует правящая элита, значит, велика опасность теракта, значит, требуются специально обученные собаки. Но таким образом Фокин в подтексте обозначает местом действия своего «Гамлета» полицейское государство, в котором каждый несвободен и все ходят под конвоем. Сочиненный Александром Бакши государственный гимн больше напоминает траурно-триумфальный военный марш – единственно адекватный символ для державы, которой правят силовые структуры. В которой всё начинается и всё заканчивается (повтор мизансцены с овчарками венчает «Гамлета») бездушными монстрами, готовыми разорвать всех и вся. Боже, как грустна наша Дания.

Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Инаугурация Клавдия: цвет политического истеблишмента, фальшивые речи и еще более фальшивые улыбки, переходящие в овации аплодисменты. Узнаваемо лживый официоз, на который уже глядеть тошнит. Точно сыгранный Андреем Шимко ухоженно небритый Клавдий свое первое обращение к соратникам и коллегам произносит на невообразимом бюрократическом волапюке («и в этом мы чувствуем всеобщую свободную поддержку»). Окружение не столько короля, сколько президента – закованная в черный костюм haute couture железная леди Гертруда (выдающаяся роль Марины Игнатовой: кто в правящей чете обладает реальной властью, понятно сразу), партийный функционер со стажем Полоний (многоопытный Виктор Смирнов), достойный отца сын Лаэрт – предусмотрительно сбегающая с тонущего корабля в безмятежную Францию откормленная лоснящаяся крыса (разыгранная в несколько касаний многоходовка Павла Юринова).

Клавдий (Андрей Шимко), Лаэрт (Павел Юринов) и Гертруда (Марина Игнатова)
Клавдий (Андрей Шимко), Лаэрт (Павел Юринов) и Гертруда (Марина Игнатова)

В семье не без урода: хрупкая Офелия (акварельный шедевр Янины Лакоба) выламывается из общей картины своей малохольностью. Переживания Полония за судьбу дочери понятны – она не из их породы, кто возьмет такую в жены?

Офелия (Янина Лакоба) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Офелия (Янина Лакоба) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Но главный «чужой» тут, конечно, Гамлет. Еще до начала инаугурации его, мертвецки пьяного, Розенкранц и Гильденстерн (в дуэте виртуозно лидирует только-только вошедший в труппу театра юный Тихон Жизневский) втащат через партер на сцену, приведут в чувство переодеванием из несоответствующего дресс-коду молодежного кэжуала в черную пару и выведут на трибуну. Гамлет – главный нарушитель датского спокойствия: впоследствии Полония заинтересует подцензурность читаемой принцем книги, а Клавдия – наличие предосудительного содержания в «Мышеловке». Чувствуя исходящую от Гамлета потенциальную угрозу, система приставляет к небезопасному элементу пару секьюрити: на публике Розенкранц и Гильденстерн отвечают за то, чтобы норовящее выйти за рамки дитя супружеской четы следовало установленному тоталитарным государством comme il faut.

Розенкранц (Тихон Жизневский), Гамлет (Дмитрий Лысенков) и Гильденстерн (Владимир Колганов)
Розенкранц (Тихон Жизневский), Гамлет (Дмитрий Лысенков) и Гильденстерн (Владимир Колганов)


Иную роль Розенкранц и Гильденстерн играют, оставаясь с Гамлетом наедине. Нанятая Гертрудой и Клавдием парочка подслушивает и подсматривает, попутно сводя принца с ума проверенным русским способом – подливая в отвратительные пластиковые стаканчики беленькую. Доведя Гамлета до невменяемой кондиции, они разыгрывают спектакль «Явление призрака отца», с завываниями читая текст шекспировского монолога в микрофон под аккомпанемент проверенных театральных эффектов (белый дым, шум ветра, раскаты грома). Очнувшись, Гамлет вбивает себе в голову идефикс мести, которым огорошивает вернувшегося после длительной отлучки и позабывшего о царящих на родине нравах Горацио. Первая естественная реакция возвращенца из Виттенберга – натянув на глаза черную молодежную шапку, уйти в себя. Окружающие реалии настолько потрясают героя Андрея Матюкова, что поначалу его хватает лишь на то, чтобы с мукой на лице наблюдать за развитием интриги из первого ряда партера.

Горацио (Андрей Матюков) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Горацио (Андрей Матюков) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Следующая сцена разворачивается на карнавальном фоне государственных торжеств: вечеринка по случаю инаугурации обставлена в историческом духе, все приглашенные одеты в костюмы елизаветинской эпохи. Прикрываясь нравами современной элиты, Фокин вводит в свой спектакль один из важнейших смысловых элементов – блок отсылок к легендарным отечественным постановкам «Гамлета» ХХ века, и прежде всего к спектаклю Николая Акимова (Театр Вахтангова, 1932). Костюм Гертруды скопирован дословно: черное платье и копна рыжих волос, которыми Акимов хотел намекнуть на близость его героини Елизавете Английской (которую, кстати, Марина Игнатова играет в БДТ, в «Марии Стюарт» Темура Чхеидзе). Другая цитата – костюм безумного Гамлета: ночная сорочка, кастрюля на голове и блюдо с жареным поросенком (у Акимова, правда, он был живым) в руках. Одним Акимовым Фокин не ограничивается: в тоталитарном мире его «Гамлета» прорастают образы спектакля Николая Охлопкова (Театр имени Маяковского, 1954). Эти исторические гиперссылки – не просто прочные корни, которыми спектакль Фокина прорастает в историю театра. Воспроизводя детали великих русских «Гамлетов» прошлого, Фокин напоминает о дурной повторяемости истории.

Гертруда (Марина Игнатова) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Гертруда (Марина Игнатова) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Время идет, один правитель сменяет другого, но машина по перемалыванию человеческих жизней продолжает работать. Рефрен фокинского спектакля – выход на авансцену неизвестных людей в черном, волочащих за собой трупы и выбрасывающих их в оркестровую яму. Этим функционерам совершенно всё равно, что происходит за их спинами: пока политическая верхушка занята интригами, рядовые опричники методично делают свое дело. Остановить это движение простому смертному не по силам, как и понять, кто реально давит на рычаги гибельного механизма. Мог бы, наверное, Гамлет, но он, целиком и полностью поглощенный семейной драмой, и не пытается. Он даже не видит заговора против себя, не замечает, что его встреча с Офелией инсценирована Полонием (когда тот режиссерским тоном дает дочери указания в духе «читайте, это подчеркнет ваше одиночество» и командует невидимым ассистентам «Свет! Цикады!», веришь, что когда-то он действительно играл Юлия Цезаря). Гамлет не понимает, что, решившись мстить за отца, он незаметно для себя вступает в контакт с государственной машиной, а замарав руки кровью, становится ее винтиком.

Офелия (Янина Лакоба)
Офелия (Янина Лакоба)


Трагедия фокинского Гамлета – в роковой ошибке. Он не заметил, что вселенское зло заключено вовсе не в его матери с отчимом и не в их окружении. Его сознание мелочно, ему не хватает возрожденческого бытийного масштаба. Такому Гамлету ключевое высказывание шекспировского героя не по зубам, и потому первую строчку «To be or not to be» он читает по-английски, как расхожую замусоленную цитату, а сам монолог бросает после первых нескольких строчек. Всё, на что хватает александринского принца, – бессмысленный и опасный для здоровья круговой бег по трибунам в одной из центральных мизансцен спектакля. Горацио закрывает все двери в партере, чтобы Клавдий не смог улизнуть во время представления «Мышеловки» – но Гамлет не обращает никакого внимания на то, что окружение короля не очень-то взволновано фиаско первого лица. Обитатели Дании понимают, что они – пешки в глобальной игре, и потому сыто равнодушны к происходящему вокруг. В государстве какая-никакая стабильность, зачем зря рыпаться? Не сознают этого лишь выкидывающие трагические марионеточные коленца Гамлет и Офелия.

Клавдий (Андрей Шимко)
Клавдий (Андрей Шимко)


В породившем их мире человеческая жизнь ценится так дешево, что смерть не является событием. Потому, совершая самоубийство, Офелия соскальзывает в оркестровую яму так же легко, как если бы скатывалась с ледяной горки. Потому убийство Гамлета-отца является преступлением лишь для одного Гамлета. В этой Дании на особом счету только могильщики. Игорь Волков и Рудольф Кульд (филигранный актерский дуэт) играют, облачившись в фирменные черные спецовки с логотипом «Реквием-сервис» на спинах: государству, каждый день изрыгающему столько трупов («Моя родина, как свинья, жрет своих сыновей», – пел Гребенщиков), ритуальных услуг частных лиц недостаточно – требуется целый похоронный синдикат с рекламным слоганом: «Дома, что мы строим, простоят до Страшного суда».

Могильщики (Игорь Волков и Рудольф Кульд)
Могильщики (Игорь Волков и Рудольф Кульд)


Вопрос о том, кто в новом «Гамлете» победил, режиссер оставляет открытым. Это явно не малолетка Фортинбрас, которого в финале выводят на сцену вечные секьюрити Розенкранц и Гильденстерн – он только озвучивает заранее подготовленный кем-то текст. Кем именно – можно догадываться. Скорее всего, на рычаги интриги давит появляющийся в двух ключевых эпизодах спектакля рыцарь в средневековых латах. Впервые он выходит на сцену во время фальшивой сцены появления призрака, и по первости может даже показаться, что это тень отца Гамлета и есть – уж слишком царственно он ступает по стадионным трибунам, обходя свои владения. Но когда рыцарь появляется еще раз в финале спектакля, всякие сомнения в его статусе в обществе спектакля пропадают. Истинную иерархию фокинского «Гамлета» раскрывает вертикальная мизансцена, которая наверняка войдет в новейшую историю русского театра: в оркестровой яме копошится простой люд, у рампы дерутся Гамлет и Лаэрт, на лестнице за дуэлью наблюдают Гертруда и Клавдий, на самой верхней трибуне восседает спокойно наблюдающий за развязкой драмы рыцарь. Главный судья, высший правитель, Большой Брат, воплощенная власть.



Рыцарское забрало так и не будет поднято, фигура в латах так и останется единственной фигурой умолчания в идеально внятном и безукоризненно строгом александринском «Гамлете». Но именно эта недосказанность придает постановке обобщающий масштаб. Не так уж важно, о каком именно государстве идет речь в спектакле: все свободные державы свободны по-разному, все тоталитарные похожи друг на друга. Драматургическая адаптация Вадима Леванова – изощренный палимпсест, вполне адекватный «вывихнутому веку»: жонглируя цитатами из различных переводов «Гамлета» от Полевого до Пастернака и вворачивая в канонические тексты неологизмы, драматург сознательно путает следы. Валерий Фокин поставил «Гамлета» про общую для всех времен и народов вертикаль власти, для которой человек и его жизнь всегда значили слишком мало.

Дмитрий Ренанский
«Фонтанка.ру»

Фото: Виктор Сенцов/ пресс-служба Александринского театра


О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»
 


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram, Viber или группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
ГК «Эталон»
Группа «Эталон» приобрела новый проект в Санкт-Петербурге
Группа «Эталон» объявляет о приобретении прав на земельный участок площадью 2,8 га в Невском районе Санкт-Петербурга для строительства нового жилого комплекса.
ЗАО Инвестторг
В начале зимы строительная компания «Инвестторг» презентовала два новых объекта
Жилой комплекс «Геометрия» уникален своим месторасположением: он находится вблизи лесопарка Оккервиль (д. Кудрово). Разработанные по авторскому дизайн-проекту два 23-этажных комплекса вмещают в себя по 720 квартир, а цены начинаются всего от 1.5 млн. руб.
Магазин "Кей"
Новогодняя сказка для Вашего ребенка – выбираем подарок со специалистами КЕЙ
Тема подарков для детей на фоне грядущего Нового года становится все актуальнее. Как же порадовать свое чадо и превратить предстоящий праздник в настоящее чудо? Специалисты компании КЕЙ поделятся с Вам несколькими секретами
ЖК «ЗимаЛето»/Setl City
Строительство школы и детского сада в ЖК «ЗимаЛето» перешло в активную стадию
Setl City достраивает каркас школы, завершает устройство наружных и внутренних стен детского сада в ЖК «ЗимаЛето» неподалеку от станции метро «Ладожская». Образовательные учреждения, рассчитанные на 450 и 190 детей соответственно, будут введены в эксплуатацию до конца 2018 года
https://pixabay.com
Современный Центр реабилитации после кохлеарной имплантации отмечает 5-летие
Современный Центр реабилитации после кохлеарной имплантации «Тоша&Со» уже 5 лет продолжает оказывать всю необходимую поддержку пациентам любого возраста с нарушением слуха. Свой первый юбилей Центр отмечает открытием второго помещения площадью более 500 м2. Оборудованы новые жилые комнаты для детей и их родителей, новые кабинеты специалистов, просторная игровая. Созданы все условия для комфортного проживания и эффективных коррекционных занятий
https://pixabay.com
Айтрекеры помогут детям и взрослым с инвалидностью учиться, работать, общаться
В России стали доступны айтрекеры - специальные устройства для управления компьютером только с помощью глаз. Эта передовая технология позволяет детям и взрослым с инвалидностью выполнять на любом ноутбуке или планшете широкий спектр задач: набор текста, поиск информации, просмотр видео, общение в социальных сетях и популярных сервисах обмена сообщениями.