20:45 24.05.2017
На МКАД задержаны 19 дальнобойщиков
Володин призвал защищать права россиян на Украине
Ученые рассказали о новом полезном свойстве шоколада
Горизбирком одобрит референдум об отзыве мандатов оппозиционных депутатов ЗакСа
Манеж Конюшенного ведомства откроется для посетителей
В Средиземном море на глазах итальянских спасателей утонули 30 мигрантов
Летчики-истребители Западного военного округа перехватили условный самолет-нарушитель
Новосельцев: Не говорил, что хочу покинуть "Зенит"
«Фонтанка» за 60 секунд – 24 мая
Путин предложил проиндексировать зарплаты бюджетников, не попавших в майские указы
Эрмитаж и Русский музей возглавили список самых посещаемых в России
Таксиста посадили на 12 лет за нападение на инкассаторов в Петербурге
Турецкий предложил Путину вместе спеть на Дворцовой
«Трансперенси Интернешнл»: Вице-спикер парламента Петербурга оформил элитную недвижимость на дочку и жену
Парламент Петербурга принял законопроект, позволяющий не учитывать мнение граждан на публичных слушаниях
Путин лично наградил спецназовцев за бой под Алеппо
Смольный выбирает инвестора для гостиницы в усадьбе Игеля
Как проехать новый виадук на Обводном канале
Зампред стройкомитета: Срок сдачи «Охта-Модерна» снова сдвигается
Смольный объявит торги по наружной рекламе в первых числах июня
В ЗакСе раскритиковали проект Восточного скоростного диаметра
Из-под Петербурга пустили "Искандеры". Электронно
Гильдия режиссеров России опубликовала обращение в поддержку Кирилла Серебренникова
"Интердевочку" Елену Яковлеву не пустили на Украину
В Кургане выпускникам порекомендовали искать спонсоров на выпускной
Финский суд отпустил обвиняемых в массовых казнях иракцев
Станция метро «Площадь Восстания» открыта после проверки
Почетными гражданами Петербурга стали Матвиенко и патриарх Кирилл
Глава ФСБ: Telegram используют члены международных террористических группировок
Бомбу в забытой на Невском сумке не нашли
«Площадь Восстания» и переход на «Маяковскую» закрыты
Комитет Совфеда по регламенту после смерти Тюльпанова возглавил петербургский сенатор
В «Квинс Грасс» не комментируют свое участие в замене газона на арене «Санкт-Петербург»
Результаты конкурса на ремонт Интендантских складов аннулирован
Плотника Шпакова посадили на полтора года за нападение на полицейских 26 марта в Москве
Балтийский вокзал эвакуировали из-за пакета в зале
Мутко: Государство не будет заниматься покупкой телеправ на ЧМ-2018
В ДТП с «Жигулями» на Приморском шоссе ранены трое
Албин: Трасса через Удельный парк может пройти под ним
Продлевать будете? Программа реновации выполнена лишь на 1,5 %
Госдума приравняла встречи с избирателями к митингам
Электроснабжение на юге Петербурга полностью восстановлено
В Ленобласти появилась Дирекция комплексного развития территорий
Албин предложил отказаться от строительства развязки через Еврейское кладбище
Стадион на Крестовском «обрили наголо»
Невский проспект частично перекрыт из-за брошенной сумки
Песков разъяснил слова Путина об импортозамещении футболистов
Спрос на ликвидное жилье на первичке под Всеволожском опережает предложение
На юге Петербурга нет света, не ходят трамваи и не работают светофоры
Испанский язык в финских школах популярнее русского
Арестован новый фигурант по делу о несогласованном митинге в Москве
Метро Петербурга в День города не закроют до утра
Транспортная полиция сняла с товарняка в Петербурге 10-летнего зацепера
Новым директором ВОЗ избран экс-министр здравоохранения Эфиопии
Шойгу: Причина катастрофы Ту-154 установлена на 99 процентов
Командующий ЗВО инспектирует Балтийский флот
Мутко: Клубы РФПЛ могут поощрять за доморощенных игроков
Советник президента Клименко: Усманов – профессор Преображенский
Обвиняемый по террористической статье курсант Можайки отказался от общения со следствием
Киевское шоссе до Гатчины могут открыть почти на год раньше
Финскую полицию тревожит дружба "лолит" со взрослыми мужчинами
«Фонтанка» лидирует в списке самых цитируемых сайтов Петербурга
ЦБ хочет сделать расчет стоимости полиса ОСАГО более зависимым от возраста и стажа
Бортников: Сообщники смертника из метро в Петербурге готовили еще серию терактов
Спикер ЗакСа сделал замечание сотруднице КГА, пришедшей в Мариинский дворец в кардигане
В Госдуме хотят идентифицировать всех пользователей мессенджеров
Nexia влетела в прицеп на Степанова: двое в больнице
Петербуржец получил на почте стволы к пистолету и срок в придачу
Шойгу: Поставки С-500 и ПАК ФА в войска начнутся в 2019 году
Власти Брюсселя запретили любые акции у отеля, где остановится Эрдоган
Театры

«Гамлет» в Александринке: Вертикаль власти

Первый Шекспир в репертуаре сегодняшней Александринки и шестой по счету петербургский спектакль ее художественного руководителя Валерия Фокина cтал ключевой премьерой театрального сезона 2009/2010. «Гамлет» Фокина – не просто художественное явление, но гражданский поступок. У режиссера получилось то, что так хорошо удается западному театру, но почти никогда – отечественному.
«Гамлет» в Александринке: Вертикаль власти

Первый Шекспир в репертуаре сегодняшней Александринки и шестой по счету петербургский спектакль ее художественного руководителя Валерия Фокина cтал ключевой премьерой театрального сезона 2009/2010. «Гамлет» Фокина – не просто художественное явление, но гражданский поступок. У режиссера получилось то, что так хорошо удается западному театру, но почти никогда – отечественному: жестко и правдиво отразить современный нам мир, вчитав в классическую драматургию актуальное содержание.

Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Этот «Гамлет» ошеломляет еще до начала собственно действия – когда, только войдя в зал, впериваешься глазами в тылы раскинувшейся во всю ширь и во всю высоту сцены стадионной трибуны, развернутой сценографом Александром Боровским лицом к заднику. По центру тяжеловесной металлической конструкции – широкая лестница, событийный эпицентр спектакля. Позади – площадка, к которой устремлены взоры уже сидящей на трибунах спиной к александринскому залу массовки и которая видна публике сквозь зазоры между этажами. Вот главный визуальный образ фокинского «Гамлета»: тотально просматриваемое пространство, подавляющее своей мощью и не дающее героям остаться наедине с собой.

Сценография Александра Боровского
Сценография Александра Боровского


Режиссер бьет под дых первой же сценой: сверху по лестнице спускаются две омоновки с холеными немецкими овчарками на привязях. Молчаливо обходят сцену, пару секунд, мониторя зал, стоят у рампы, уходят. Эпиграф спектакля легко объяснить во вполне себе жизненной логике: александринский «Гамлет» открывается инаугурацией Клавдия, массовым мероприятием государственного значения, на котором присутствует правящая элита, значит, велика опасность теракта, значит, требуются специально обученные собаки. Но таким образом Фокин в подтексте обозначает местом действия своего «Гамлета» полицейское государство, в котором каждый несвободен и все ходят под конвоем. Сочиненный Александром Бакши государственный гимн больше напоминает траурно-триумфальный военный марш – единственно адекватный символ для державы, которой правят силовые структуры. В которой всё начинается и всё заканчивается (повтор мизансцены с овчарками венчает «Гамлета») бездушными монстрами, готовыми разорвать всех и вся. Боже, как грустна наша Дания.

Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Инаугурация Клавдия: цвет политического истеблишмента, фальшивые речи и еще более фальшивые улыбки, переходящие в овации аплодисменты. Узнаваемо лживый официоз, на который уже глядеть тошнит. Точно сыгранный Андреем Шимко ухоженно небритый Клавдий свое первое обращение к соратникам и коллегам произносит на невообразимом бюрократическом волапюке («и в этом мы чувствуем всеобщую свободную поддержку»). Окружение не столько короля, сколько президента – закованная в черный костюм haute couture железная леди Гертруда (выдающаяся роль Марины Игнатовой: кто в правящей чете обладает реальной властью, понятно сразу), партийный функционер со стажем Полоний (многоопытный Виктор Смирнов), достойный отца сын Лаэрт – предусмотрительно сбегающая с тонущего корабля в безмятежную Францию откормленная лоснящаяся крыса (разыгранная в несколько касаний многоходовка Павла Юринова).

Клавдий (Андрей Шимко), Лаэрт (Павел Юринов) и Гертруда (Марина Игнатова)
Клавдий (Андрей Шимко), Лаэрт (Павел Юринов) и Гертруда (Марина Игнатова)

В семье не без урода: хрупкая Офелия (акварельный шедевр Янины Лакоба) выламывается из общей картины своей малохольностью. Переживания Полония за судьбу дочери понятны – она не из их породы, кто возьмет такую в жены?

Офелия (Янина Лакоба) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Офелия (Янина Лакоба) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Но главный «чужой» тут, конечно, Гамлет. Еще до начала инаугурации его, мертвецки пьяного, Розенкранц и Гильденстерн (в дуэте виртуозно лидирует только-только вошедший в труппу театра юный Тихон Жизневский) втащат через партер на сцену, приведут в чувство переодеванием из несоответствующего дресс-коду молодежного кэжуала в черную пару и выведут на трибуну. Гамлет – главный нарушитель датского спокойствия: впоследствии Полония заинтересует подцензурность читаемой принцем книги, а Клавдия – наличие предосудительного содержания в «Мышеловке». Чувствуя исходящую от Гамлета потенциальную угрозу, система приставляет к небезопасному элементу пару секьюрити: на публике Розенкранц и Гильденстерн отвечают за то, чтобы норовящее выйти за рамки дитя супружеской четы следовало установленному тоталитарным государством comme il faut.

Розенкранц (Тихон Жизневский), Гамлет (Дмитрий Лысенков) и Гильденстерн (Владимир Колганов)
Розенкранц (Тихон Жизневский), Гамлет (Дмитрий Лысенков) и Гильденстерн (Владимир Колганов)


Иную роль Розенкранц и Гильденстерн играют, оставаясь с Гамлетом наедине. Нанятая Гертрудой и Клавдием парочка подслушивает и подсматривает, попутно сводя принца с ума проверенным русским способом – подливая в отвратительные пластиковые стаканчики беленькую. Доведя Гамлета до невменяемой кондиции, они разыгрывают спектакль «Явление призрака отца», с завываниями читая текст шекспировского монолога в микрофон под аккомпанемент проверенных театральных эффектов (белый дым, шум ветра, раскаты грома). Очнувшись, Гамлет вбивает себе в голову идефикс мести, которым огорошивает вернувшегося после длительной отлучки и позабывшего о царящих на родине нравах Горацио. Первая естественная реакция возвращенца из Виттенберга – натянув на глаза черную молодежную шапку, уйти в себя. Окружающие реалии настолько потрясают героя Андрея Матюкова, что поначалу его хватает лишь на то, чтобы с мукой на лице наблюдать за развитием интриги из первого ряда партера.

Горацио (Андрей Матюков) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Горацио (Андрей Матюков) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Следующая сцена разворачивается на карнавальном фоне государственных торжеств: вечеринка по случаю инаугурации обставлена в историческом духе, все приглашенные одеты в костюмы елизаветинской эпохи. Прикрываясь нравами современной элиты, Фокин вводит в свой спектакль один из важнейших смысловых элементов – блок отсылок к легендарным отечественным постановкам «Гамлета» ХХ века, и прежде всего к спектаклю Николая Акимова (Театр Вахтангова, 1932). Костюм Гертруды скопирован дословно: черное платье и копна рыжих волос, которыми Акимов хотел намекнуть на близость его героини Елизавете Английской (которую, кстати, Марина Игнатова играет в БДТ, в «Марии Стюарт» Темура Чхеидзе). Другая цитата – костюм безумного Гамлета: ночная сорочка, кастрюля на голове и блюдо с жареным поросенком (у Акимова, правда, он был живым) в руках. Одним Акимовым Фокин не ограничивается: в тоталитарном мире его «Гамлета» прорастают образы спектакля Николая Охлопкова (Театр имени Маяковского, 1954). Эти исторические гиперссылки – не просто прочные корни, которыми спектакль Фокина прорастает в историю театра. Воспроизводя детали великих русских «Гамлетов» прошлого, Фокин напоминает о дурной повторяемости истории.

Гертруда (Марина Игнатова) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)
Гертруда (Марина Игнатова) и Гамлет (Дмитрий Лысенков)


Время идет, один правитель сменяет другого, но машина по перемалыванию человеческих жизней продолжает работать. Рефрен фокинского спектакля – выход на авансцену неизвестных людей в черном, волочащих за собой трупы и выбрасывающих их в оркестровую яму. Этим функционерам совершенно всё равно, что происходит за их спинами: пока политическая верхушка занята интригами, рядовые опричники методично делают свое дело. Остановить это движение простому смертному не по силам, как и понять, кто реально давит на рычаги гибельного механизма. Мог бы, наверное, Гамлет, но он, целиком и полностью поглощенный семейной драмой, и не пытается. Он даже не видит заговора против себя, не замечает, что его встреча с Офелией инсценирована Полонием (когда тот режиссерским тоном дает дочери указания в духе «читайте, это подчеркнет ваше одиночество» и командует невидимым ассистентам «Свет! Цикады!», веришь, что когда-то он действительно играл Юлия Цезаря). Гамлет не понимает, что, решившись мстить за отца, он незаметно для себя вступает в контакт с государственной машиной, а замарав руки кровью, становится ее винтиком.

Офелия (Янина Лакоба)
Офелия (Янина Лакоба)


Трагедия фокинского Гамлета – в роковой ошибке. Он не заметил, что вселенское зло заключено вовсе не в его матери с отчимом и не в их окружении. Его сознание мелочно, ему не хватает возрожденческого бытийного масштаба. Такому Гамлету ключевое высказывание шекспировского героя не по зубам, и потому первую строчку «To be or not to be» он читает по-английски, как расхожую замусоленную цитату, а сам монолог бросает после первых нескольких строчек. Всё, на что хватает александринского принца, – бессмысленный и опасный для здоровья круговой бег по трибунам в одной из центральных мизансцен спектакля. Горацио закрывает все двери в партере, чтобы Клавдий не смог улизнуть во время представления «Мышеловки» – но Гамлет не обращает никакого внимания на то, что окружение короля не очень-то взволновано фиаско первого лица. Обитатели Дании понимают, что они – пешки в глобальной игре, и потому сыто равнодушны к происходящему вокруг. В государстве какая-никакая стабильность, зачем зря рыпаться? Не сознают этого лишь выкидывающие трагические марионеточные коленца Гамлет и Офелия.

Клавдий (Андрей Шимко)
Клавдий (Андрей Шимко)


В породившем их мире человеческая жизнь ценится так дешево, что смерть не является событием. Потому, совершая самоубийство, Офелия соскальзывает в оркестровую яму так же легко, как если бы скатывалась с ледяной горки. Потому убийство Гамлета-отца является преступлением лишь для одного Гамлета. В этой Дании на особом счету только могильщики. Игорь Волков и Рудольф Кульд (филигранный актерский дуэт) играют, облачившись в фирменные черные спецовки с логотипом «Реквием-сервис» на спинах: государству, каждый день изрыгающему столько трупов («Моя родина, как свинья, жрет своих сыновей», – пел Гребенщиков), ритуальных услуг частных лиц недостаточно – требуется целый похоронный синдикат с рекламным слоганом: «Дома, что мы строим, простоят до Страшного суда».

Могильщики (Игорь Волков и Рудольф Кульд)
Могильщики (Игорь Волков и Рудольф Кульд)


Вопрос о том, кто в новом «Гамлете» победил, режиссер оставляет открытым. Это явно не малолетка Фортинбрас, которого в финале выводят на сцену вечные секьюрити Розенкранц и Гильденстерн – он только озвучивает заранее подготовленный кем-то текст. Кем именно – можно догадываться. Скорее всего, на рычаги интриги давит появляющийся в двух ключевых эпизодах спектакля рыцарь в средневековых латах. Впервые он выходит на сцену во время фальшивой сцены появления призрака, и по первости может даже показаться, что это тень отца Гамлета и есть – уж слишком царственно он ступает по стадионным трибунам, обходя свои владения. Но когда рыцарь появляется еще раз в финале спектакля, всякие сомнения в его статусе в обществе спектакля пропадают. Истинную иерархию фокинского «Гамлета» раскрывает вертикальная мизансцена, которая наверняка войдет в новейшую историю русского театра: в оркестровой яме копошится простой люд, у рампы дерутся Гамлет и Лаэрт, на лестнице за дуэлью наблюдают Гертруда и Клавдий, на самой верхней трибуне восседает спокойно наблюдающий за развязкой драмы рыцарь. Главный судья, высший правитель, Большой Брат, воплощенная власть.



Рыцарское забрало так и не будет поднято, фигура в латах так и останется единственной фигурой умолчания в идеально внятном и безукоризненно строгом александринском «Гамлете». Но именно эта недосказанность придает постановке обобщающий масштаб. Не так уж важно, о каком именно государстве идет речь в спектакле: все свободные державы свободны по-разному, все тоталитарные похожи друг на друга. Драматургическая адаптация Вадима Леванова – изощренный палимпсест, вполне адекватный «вывихнутому веку»: жонглируя цитатами из различных переводов «Гамлета» от Полевого до Пастернака и вворачивая в канонические тексты неологизмы, драматург сознательно путает следы. Валерий Фокин поставил «Гамлета» про общую для всех времен и народов вертикаль власти, для которой человек и его жизнь всегда значили слишком мало.

Дмитрий Ренанский
«Фонтанка.ру»

Фото: Виктор Сенцов/ пресс-служба Александринского театра


О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»
 


Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (4)

Очень пафосно написано. А суть написанного так и осталась непонятной...

Написал зритель прошлого |

Ну и в чем разница между александровским Борисом и фокинским Гамлетом? Цитаты из прошлого плюс беспредел настоящего. Причем здесь Шекспир? Правда, если Ренанский хвалит,значит в Александринку лучше не соваться. Ему и красные труселя в "Дяде Ване" понравились.

Написал ДоЛя |

Действительно,статья написана в  немного школярском,восторженном духе. Хорошо,что она довольно точно описывает спектакль, в отличие от большинства статей,которые располагаются на сайте театра.  Там все целые абзацы посвящают заимствованиям  или цитированиям из спектаклей.например,Акимова. Я очень сильно сомневаюсь,что кто-то из публики, даже просвященной,эти цитирования понял и оценил. Только специалисты.  Так что за  исторические подробности автору  статьи спасибо.   Может. это и самоценно. А так спектакль получился какой-то скучный. В нем много непонятного(даже после всех прочитанных статей). Вот .например, почему беременна Офелия? То есть  не так надо спросить - что беременность Офелии добавляет к смыслу спектакля? Или - почему Гертруда сознательно выпивает бокал с отравленным вином? Да и актеры.как показалось, не очень убедительны.  

Написал iozerskay58-1 |

iozerskay58-1: Беременная Офелия-это отнюдь не находка Фокина. Это всего лишь хорошее знание театральной истории. В 30-х годах прошлого века во МХАТ был приглашен английский режиссер Г.Крэг, на постановку "Гамлета". Он считал, что Офелия любит Гамлета земной любовью, она беременная, приземленная, без облаков. Спектакль, правда, не вышел на публику, что-то помешало. Но в книге актрисы  А.Коонен этот эпизод описан очень подробно. Так что все эти якобы современные находки-просто перепевы 20-30-х годов прошлого века. С нетерпением жду якобы новаторскую постановку "Леса" Островского, где Гурмыжская будет на сцене делать себе педикюр, как в старом спектакле Мейерхольда. 

Написал зритель прошлого |

Все комментарии (4)

СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform