Стреляться на «Дуэли» приезжают вырожденцы из Екатеринбурга, страшные сестры в телогрейках из Новосибирска и шестистворчатые ширмы из Ульяновска. Некоторые копают «Глиняную яму», а некоторые грезят о космосе.
Уральский самоцвет
Фестиваль «Дуэль», приуроченный к грядущему юбилею Чехова, подходит к концу. В этот уик-энд нам покажут три гостевых спектакля, и каждый по-своему интригует. «Вишневый сад» привозит «Коляда-театр» из Екатеринбурга. Театр по заслугам носит имя (точнее, фамилию) драматурга Николая Коляды – создателя, бессменного вдохновителя и, с позволения сказать, энерджайзера этого «места силы», ставшего для уральской столицы своеобразным культурным центром. В один прекрасный день Коляда понял, что больше не может выносить рутины «больших академических театров», их трусости перед чиновничьим вкусом, их сложных внутренних «раскладов» – финансовых, клановых и бюрократических. И создал свою труппу, принял режиссерские бразды – и вот уже восемь непростых лет держит свой корабль на плаву, на самоокупаемости и самофинансировании, отражая пиратские атаки жадных до недвижимости рейдеров и прочих недоброжелателей. К пьесам Коляды можно относиться по-разному, его спектакли можно не принимать, но как подвижник искусства, как пламенный и бескорыстный вождь, как неутомимый организатор Николай Владимирович – вне критики.
О его «Вишневом саде» известно мало, и немудрено: спектакль свеженький и новенький, ровно неделя миновала с екатеринбургской премьеры. Судя по разрозненным откликам видевших, «Коляда-театр», всегда чуждавшийся Чехова, даже обратившись к нему, остался верен своим привычкам. Привычки эти сочетают тягу к смелым социальным и эстетическим обобщениям, с одной стороны, и любовь к наивно-игровой, почти лубочной стихии балаганного действа, с другой. По-видимому, «Вишневый сад», как и предыдущие колядовские «Ревизор», «Гамлет», «Лир», – о вырождении, деградации. Может, конкретной нации, может, человечества вообще. Пресловутый сад в спектакле Коляды давно вырублен, сцена заполнена ворохом использованных пластмассовых стаканчиков, а на лицах обитателей покойного сада не осталось и следа рафинированной тонкости и интеллигентской болезненности. Режиссер работой доволен и в своем сетевом дневнике пишет так: «Просто – молодец, Коляда. Выше головы прыгнул. Стыдно так писать, но смотрю из-за кулис и думаю: откуда тебе в твою башку это только пришло? Правда – хороший спектакль получился, очень. Сам не верю». Хороший спектакль пройдет сегодня, 11 декабря, на большой сцене «Балтийского дома», начало в 19.00, цены на билеты – от 200 до 400 руб.
Шесть сестер
В субботу 12 декабря настанет черед «Трех сестер» Новосибирского городского театра под руководством Сергея Афанасьева.
Этот коллектив отнюдь не является ведущим театром Новосибирска, но в наш город наведывается куда чаще «Глобуса» или «Красного факела», так что в сознании многих петербургских театралов афанасьевская труппа стала чуть ли не «сибирской правофланговой». Новосибирские театралы не так единодушны: некоторые отщепенцы полагают, что спектакли Сергея Афанасьева чрезмерно шумны, аляповаты и сентиментальны. Впрочем, на этот раз нас ожидает сюрприз – создатели рекомендуют свою новую постановку как экспериментальную и жестокую. Афанасьев обещает реминисценции из Достоевского и Беккета, художник Викторс Янсонс (кстати, верный соавтор режиссера Владимира Малыщицкого в пору расцвета дарования этого мастера) притащил на сцену мертвую и высохшую березовую рощу. Мало того – ближе к финалу сестрички примерят на себя телогрейки гулаговских зэчек, а в финале будут долго и страшно выть в полной темноте. В довершение ужаса на афише написано «3 СЕС 3». Спектакль пройдет на малой сцене «Балтийского дома», начало в 19.30, все билеты – по 300 руб.
В «Трех сестрах» Ульяновского драмтеатра им. Гончарова привлекает имя режиссера Аркадия Каца – в 80-е годы руководителя Рижского ТЮЗа, одного из лучших театров Советского Союза, после распада которого театр был немедленно разогнан латышскими националистами. Сам маэстро Кац довольно высоко ставит в своих интервью труппу малоизвестного ульяновского стационара, и остается ему поверить. А вот про сам спектакль – тоже свежайший: ему месяц от роду – получить сколь-нибудь заслуживающую внимания информацию не удалось.
Сайт Ульяновского театра взахлеб сообщает всякую ерунду: 1) шестистворчатые ширмы для спектакля собраны вручную (это хорошо или плохо?); 2) четверть постановочного бюджета ушла на закупку венских стульев (это хорошо или плохо?); 3) мундиры героев скроены «из ретроткани» (это хорошо или плохо?); 4) «известный джазовый пианист Георгий Худоногов несколько раз появляется на сцене, радуя зрителей исполнением Чайковского» (это, наверное, хорошо). Мне трудно соперничать с искрометным ульяновским пиарщиком, но вообще-то Кац – очень хороший (хотя на сегодняшний день и несколько старомодный) режиссер, мастер психологического театра, так что спектакль стоит посетить не только ради загадочных ширм ручной работы. Он пройдет на большой сцене «Балтийского дома» в воскресенье 13 декабря, начало в 19.00, цена билета – от 250 до 1000 руб.
Котлован
Пьеса современного петербургского драматурга Ольги Погодиной «Глиняная яма» превосходна. Это и стопроцентно точный бытовой очерк, и мистический триллер, и литературная игра, и довольно скользкое, провокационно амбивалентное высказывание на тему «нелегальной эмиграции». Недаром вокруг «Глиняной ямы», как кот возле сметаны, ходил кинорежиссер Алексей Балабанов, который жуть как любит сказать с экрана что-нибудь неполиткорректное по национальному вопросу. Эскиз по пьесе Погодиной был представлен на молодежной режиссерской лаборатории «On.Театр» нынешней весной опытным актером и начинающим режиссером Андреем Никитинских. И произвел на экспертов очень благоприятное впечатление – режиссера хвалили за точный и филигранный психологический разбор.
Уже потом ваш покорный слуга узнал, что тот эскиз был подготовлен то ли за две, то ли за три репетиции – и большинство артистов жаждали не то что филигранного, а хоть какого-то указания: что же они собственно играют. Оказалось, доброжелательный прием эскиза был заслугой драматурга – пьеса срежиссировала себя сама, так иногда бывает, хотя и редко. А вот довести полуфабрикат до премьеры не удалось. Ответственная актриса Софья Горелик, чаще и больше прочих требовавшая, чтобы с нею порепетировали, отчаявшись, покинула проект. Режиссерское кресло захватил артист Андрей Терентьев, изгнав режиссера Никитинских: и зачем-то притащил на сцену симфонический оркестр. Потом, по закону бумеранга, изгнали уже Терентьева – за нарушение правил внутреннего распорядка театра и трудовой дисциплины. Теперь Никитинских пытается восстановить спектакль на малой сцене Театра на Васильевском, пригласив на роли выбывших Горелик и Терентьева артистов Оксану Рысинскую и Евгения Добрякова. В свете вышеописанной истории поверить, что работа над «Глиняной ямой» вошла в нормальное русло, отчаянно трудно, так что ожидания от премьеры скромные.
Спектакль пройдет 12 декабря, начало в 18.30, билеты – от 300 до 500 руб.
Ух ты, ах ты, все мы космонавты!
Очередной визит наносит в наш город неутомимый гастролер Евгений Гришковец – со своим новым моноспектаклем «+1», в котором специалист по искренним интонациям и хорошему настроению рассуждает о Родине и выходит на сцену в скафандре космонавта. Последить за рефлексиями мастера художественного слова и причаститься космосу можно в здании Комиссаржевки 17 декабря в 20.00 – всего за какие-то 350–3500 руб. Хотя в этот вечер у Гришковца нашлась достойная конкурентка – клоунесса Лора Хертс, уроженка США, живущая и работающая во Франции. По забавному совпадению, в репертуаре Хертс тоже имеется спектакль о космическом путешествии. Но на фестиваль театра «Лицедеи», затеянный по случаю обретения им нового здания, отвязная клоунесса везет стендап с непереводимым названием «A Won Woman Show» – пародию на всевозможные семинары и телепередачи о феминизме и трудной женской доле.
Начало в 19.00, билеты – от 1000 до 3000 руб.
Андрей Пронин
Фонтанка.ру