Федеральная таможенная служба (ФТС) предлагает втрое — с 65 тыс. до 20 тыс. рублей — снизить предельную стоимость товаров, которые физические лица могут беспошлинно ввозить из-за границы.
Как пишет «Коммерсантъ», также таможня предлагает предоставить правительству право устанавливать перечень товаров, в отношении которых вообще не предоставляется освобождение по уплате пошлин, даже для личного пользования.
Эти предложения содержатся в проекте поправок в Таможенный кодекс (ТК), опубликованном ФТС. В пояснительной записке к документу говорится, что это позволит таможне противодействовать ввозу в РФ коммерческих партий товаров под видом товаров для личных нужд. Ущерб от таких действий "связан как с непоступлением значительных объемов таможенных платежей в бюджет и с подрывом конкурентоспособности российских производителей, так и с вовлечением значительного числа социально незащищенных граждан РФ в теневой бизнес",— говорится в записке.
Кроме того, поправками предлагается исключить из ТК норму, согласно которой предусматривается возможность предоставления полного освобождения от уплаты пошлин наследуемого имущества. В пояснительной записке говорится, что введение нормы связано со "сложностью установления подлинности документов на ввозимые полученные в наследство автомобили".
Экономисты видят в новшествах от ФТС протекционизм и попытку переориентировать граждан на внутренний рынок.
"Всегда такое закручивание гаек совпадает с кризисными явлениями и подается нам как поддержка отечественного производителя и борьба с низкокачественным импортом. Эффективность таких мер очень низкая — дороже стоит их воплотить, чем те доходы, которые от их воплощения получит таможня. Более того, при нашем уровне коррупции — мера очень вредная, и ее введение вызовет много раздражения у людей",— считает Юлия Цепляева из Merrill Lynch.
"Очередная протекционистская мера, вызванная стремлением переориентировать покупателя на отечественную продукцию,— соглашается с ней Татьяна Орлова из ING Russia, уточняя: — Снижение порога вряд ли сделает отечественную продукцию более конкурентоспособной".
По словам Орловой, снижение порога вряд ли "как-то негативно отразится и на челночном бизнесе — там есть свои отлаженные механизмы".