В Конституционном суде рассматривают экологический вопрос. В нарушении основного закона страны обвиняется постановление правительства, согласно которому отдельные предприятия могут не платить за выброс отходов в окружающую среду. Экологи поддерживают заявителей - Верховный суд Татарстана.
В Конституционном суде затронут экологический вопрос. В нарушении основного закона страны обвиняется постановление правительства, согласно которому отдельные предприятия могут не платить за выброс отходов в окружающую среду. С жалобой в КС обратился Верховный суд республики Татарстан. Позицию заявителя поддержали и питерские экологи, заявив, что существующий размер платы и так слишком мал. И отменять его совсем для отдельных избранных просто недопустимо.
Платить или не платить? Этот вопрос, слегка похожий на гамлетовский, был затронут прокуратурой республики Татарстан. Ответ на него Конституционный суд огласит не раньше чем через месяц, сегодня же судьи в открытом заседании только заслушали стороны.
Прокуратура Татарстана возмутилась постановлением местного кабинета министров, принятым 30 марта 2007 года. Чиновники своею волею освободили от платы за негативное воздействие на окружающую среду все организации, финансируемые из бюджета республики. Общественные, религиозные объединения, автономные учреждения – все, к чему так или иначе «приложили руку» правители Татарстана.
Прокурор обратился в республиканский Верховный суд и потребовал признать это постановление кабинета министров недействующим. Свое требование прокуратура обосновала тем, что «освобождение природопользователей от платы за негативное воздействие на окружающую среду противоречит федеральному закону "Об охране окружающей среды" и ряду статей Бюджетного кодекса РФ». Однако в ходе судебного заседания ответчик заявил, что министры действовали в соответствии с постановлением федерального правительства.
В этом документе, пугающем одним только своим названием («Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»), существует норма, согласно которой для отдельных организаций плата за загрязнение окружающей среды может быть понижена или даже совсем отменена. Решения принимают органы исполнительной власти субъектов РФ совместно с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов и госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора. В перечень «избранных» входят организации социальной и культурной сферы, а также те, кто финансируется из федерального или местного бюджетов.
Прокуратура Татарстана оказалась в затруднении – федеральное законодательство все-таки... Однако ощущение собственной правоты вынудило прокурора ходатайствовать о направлении запроса в Конституционный суд. Свою позицию в суде заявитель (Верховный суд Татарстана) обозначил так: несколько строк постановления правительства «нарушают закрепленную в Конституции обязанность каждого на сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам».
Кроме того, по мнению татарского суда, «эта норма вступает в противоречие с частью 1 статьи 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни народов, проживающих на соответствующей территории». И именно поэтому существует закон «Об охране окружающей среды», который установил фискальный сбор, а, следовательно, плата должна быть обязательна для всех. Ведь эти деньги идут на восстановление причиненного природе вреда.
Позицию заявителя горячо поддерживают и экологи. Как прокомментировал «Фонтанке» руководитель питерского отделения Гринпис Дмитрий Артамонов, «освобождение от платы отдельных предприятий не только противоречит основным принципам охраны окружающей среды, но и приводит к тому, что загрязнители оказываются незаинтересованными в развитии чистого производства, установке современных систем очистки сбросов и выбросов, внедрения экологически безопасных технологий». Кроме того, по мнению эколога, «возможность персонального освобождения отдельных организаций создает поле для коррупции».
Как заявили «Фонтанке» в Гринпис, существует и еще одна проблема, которая не затронута в Конституционном суде. Согласно действующему законодательству, сумма сбора для каждого предприятия индивидуальная и напрямую зависит от вреда, который оно приносит. За каждое загрязняющее вещество своя плата. Но она очень мала. Например, выбросить в атмосферу тонну гексана стоит всего 5 копеек, тонну дифенилметандиизоцианата - более 2 тысяч рублей. Оценить вред от них в рублевом эквиваленте невозможно. Ясно одно: размер существующей платы на порядок ниже того воздействия, который предприятия оказывают, выбрасывая отходы в атмосферу или в водные объекты.
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»