Как вы думаете, что делать рядовому гражданину, обдумывающему, как поступить с временно свободной рублевой наличностью, если он слышит заявления Минфина о «продолжении тенденций к ослаблению рубля». Правильно, без паники, спокойно перевести их в другую наличность.
Генпрокуратура России занялась проверкой СМИ, разжигающих панические настроения. Внимание прокуроров к журналистам можно приветствовать. Есть, есть за что прищучить борзописцев. Но если правоохранители будут читать газеты, то могут узнать много интересного. Например, о том, что отдельные банки, успевшие получить кредиты ЦБ вроде как для кредитования предприятий, тут же купили валюту и переправили от греха подальше на свои зарубежные счета. И, прошу заметить, сообщающие об этом паникеры не клевещут, а лишь транслируют слова страшно сказать каких больших чиновников. Чем не повод для прокурорского реагирования. А вот еще Банк России большую часть средств резерва держит в долларах и евро. Чем не разжигание и потворствование мировому буржуинству?
Лишь на днях Дмитрий Медведев сделал реверанс в адрес журналистов, объявив, что отводит им «выдающуюся» роль в преодолении нынешних сложностей в финансовой системе. «Кризис никому не нравится. Не нравится обычным людям, которые страдают, не нравится начальникам, потому что приходится предпринимать различные сложные усилия, чтобы решить какие-то обычные проблемы. Он не нравится компаниям, которые теряют доходы... Поэтому в этих условиях от представителей СМИ зависит очень многое», – говорил президент.
Слова допускают разное толкование. Одни скажут: глава государства искренне хочет, чтобы пресса сообщала факты, давала правдивую картину, потому что СМИ всего лишь зеркало, а вменяемой власти иногда полезно смотреть в это зеркало, - и будут, видимо, правы. Другие доходчиво объяснят, что Медведев указал журналистам не нагнетать страсти, рассказывая о кризисе, - и вероятно, тоже будут не далеки от истины.
Вот странно: президент говорит – и это транслируют по федеральным каналам – о том, что кризис переходит в реальный сектор экономики и будет распространяться, а по новостям этих каналов до сих пор о кризисе если и говорят, то как про заморскую болезнь. И как она переходит в наш этот самый реальный сектор, зритель и не поймет. Ему, может, и не надо.
Зато зритель может понять, что президент Медведев, вопреки предположениям на фоне объявленной им Конституционной реформы, никуда уходить не собирается. В беседе с журналистами в Ижевске он вспомнил о нюансах, которые выискивали внимательные читатели в советской прессе, сравнивая различные советские газеты и пристально разглядывая расположение вождей на трибуне мавзолея. Теперь вместо трибуны мавзолея — частые съезды единороссов, именно там, а не в правительстве или парламенте озвучиваются действительно знаковые инициативы — как, например, поручение депутатам срочно принять пакет поправок в законы о снижении налогов для предприятий и граждан. Но так как зал под съезд оборудован в виде амфитеатра, то угадать нюансы по такой рассадке совершенно невозможно. Потому приходится ориентироваться на преобладание в новостийном телеэфире. Дмитрий Анатольевич, безусловно, преобладает. Его отрыв от ближайшего преследователя (и это не Барак Обама) уже слишком очевиден, это президентский отрыв.
Так что те, кто ждал нового-старого президента под изменения в основном законе — слишком торопятся. Впрочем, глава государства сам дал повод кремлеведам и политикам гадать о своем будущем.
Новыми правилами воспользуется «тот кандидат, который будет баллотироваться после внесений соответствующих поправок, - заверил Медведев в интервью французскому журналисту на предположение о возможности его досрочной отставки. Следует понимать, «тот» уже готов участвовать в выборах и только и ждет, когда наконец примут эти самые поправки.
Чего гадать, кого и когда распустят? Здесь и господь не знает, - философски добавил маслица в огонек представитель президента в Госдуме. - Дай бог стабильно работать каждому свой срок, - ответил он на вопрос одного из депутатов. Не последуют ли вслед за одобрением поправок в Конституцию внеочередные выборы.
Не удивительно, что после таких объяснений пришлось напомнить о нюансах. Ну ведь действительно казалось, что «наверху» чего-то задумали. Дело не в том - пять, шесть лет или даже 15. В конце концов, бывало и больше. К чему такая спешка и, как производная, - новые вопросы, требующие объяснений?
Нам говорят: 5 лет для депутатов и шестилетний срок президента позволят развести федеральные избирательные кампании. Допустим. Но ведь ближайшие выборы в Госдуму вроде как через три года. А тут 5-го ноября президент предложил, 11-го Дума уже одобрила поправки в Конституцию, 19 и 21-го принимает их окончательно, затем, надо полагать, без промедления Совет Федерации сделает то же самое, а уже на старте стоят региональные парламенты, готовые посоревноваться: кто быстрее одобрит нововведения. Так, глядишь, к Рождеству и окажемся с новым основополагающим.
Под разговоры о стабильности и продвижение «идей народовластия» (последние кавычки — не издевательство, а аргумент в поддержку нововведений, приведенный вице-спикером Думы). Мы все за стабильность, но стоит ли ее связывать со сроками пребывания во власти определенной группы людей? Потому что всевозможные рейтинги популярности могут падать вместе с рублем и, есть ощущение, прямо пропорциональны котировкам барреля.
Увы, но определять стабильность в ближайшее время будут не сроки, а количество безработных. Поэтому бизнес больше нуждается в доступных кредитах, чем его выдающиеся представители - олигархи с заложенными на Западе и вдруг обесценившимися акциями.
Можно пытаться бороться с кризисом, стращая СМИ. Это сродни рецепту борьбы с кражей мобильников от начальника столичного ГУВД: запретить перепродажу подержанных телефонов. Развивая столь плодотворную дебютную идею, можно распространить ее на торговлю подержанными машинами в качестве меры против угонщиков и запрет на продажу акций для изведения рейдеров. Запретить что-то всегда проще, чем устранять реальные причины или искать эффективные ходы.
СМИ, наряду с прочим, занимаются перепродажей слухов, надо признать, не всегда проверенных. Но это еще не «умысел на теракт», как и покупка валюты — не подготовка оранжевой революции. А поиск вредителей всегда был нашим коронным ходом. Только прокуратуре не позавидуешь: сотрудникам этого уважаемого ведомства предстоит титаническая работа, чтобы выполнять поставленную задачу и ее результат совершенно неочевиден.
Скупка валюты — еще не подготовка революции
Написать комментарий
Горшков Александр
Главный редактор "Фонтанки"ПО ТЕМЕ
Станьте автором колонки