Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Следствие пошло по «Ягодки». Wildberries придется объяснить, почему склад в Шушарах работал без разрешения

Следствие пошло по «Ягодки». Wildberries придется объяснить, почему склад в Шушарах работал без разрешения

107 265
Источник:

Сотрудники следственных органов пришли с обысками в структуры Wildberries по следам крупного субботнего пожара на складе онлайн-ретейлера в Шушарах. Насколько известно «Фонтанке», вопрос о том, почему здание использовалось без разрешения на ввод в эксплуатацию, интересует их не в последнюю очередь, правда, со стороны компании на него внятно так никто и не смог ответить. Единственный вариант, который приходит на ум, — желание «сэкономить» на налогах, но эксперты называют его сомнительным: налоговая всё найдет и досчитает.

Днем 18 января Wildberries сам поспешил рассказать об обысках в своем офисе в Москве и связал их с Шушарами. В заявлении ретейлера говорилось, что он заинтересован в том, чтобы причины возгорания установили как можно скорее, компания сотрудничает со следствием и предоставляет «всю необходимую информацию». Несмотря на такую открытость вовне, источник «Фонтанки» в Следственном комитете поставил тезис о сотрудничестве под сомнение, поскольку за всё это время следователи не смогли найти среди сотрудников маркетплейса человека, достаточно компетентного, чтобы ответить на вопрос, каким образом склад в Петербурге более года работал без разрешения на ввод в эксплуатацию.

Собеседник сообщил, что следственные мероприятия в структурах Wildberries не ограничатся Москвой и в ближайшее время распространятся на Подольск. В этом городе Московской области зарегистрировано основное юрлицо ретейлера — ООО «Вайлдберриз». Его выручка в 2022 году составила 317,2 млрд, заработанная чистая прибыль — 10,1 миллиарда. Организация была заказчиком строительства склада в Шушарах, а также ей принадлежит участок площадью 18 га под сгоревшим зданием.

Как ранее писала «Фонтанка», подрядчиком по строительству выступила группа компаний «МБМ», постоянный партнер «Вайлдберриз» и вообще крупный профильный подрядчик с несколькими миллиардами оборота ежегодно. Разрешение на строительство было получено в феврале 2022 года, когда объект уже почти достроили. В июне 2022 года в телеграм-канале для партнеров ретейлер сообщил, что склад готов принимать поставки всех типов. В день пожара 13 января 2024 года в Госстройнадзоре сообщили, что за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию застройщик даже не обращался.

Сам ретейлер настаивал, что у него есть заключение о соответствии (ЗОС). Это документ, который подтверждает, что всё построено по одобренному ранее и прошедшему экспертизу проекту, а также не противоречит техрегламентам. Разрешение же на ввод в эксплуатацию удостоверяет, что всё построено в соответствии с проектом, с разрешением на строительство, с санкционированным использованием земельного участка, с требованиями к строительству и тому подобным параметрам. Если перевести процесс строительства в плоскость документов, получится такая последовательность: разрешение на строительство — ЗОС — разрешение на ввод в эксплуатацию. То есть юридически склад не достроен.

«Законодательно сроки, в которые необходимо получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, не закреплены. Однако, исходя из описания соответствующей государственной услуги на сайте «Санкт-Петербург Гос. Услуги», подать заявление на получение такого разрешения необходимо после завершения строительства — в ближайшее время. Срок рассмотрения самого заявления составляет не более 5 рабочих дней», — отметила в разговоре с «Фонтанкой» Светлана Гузь, управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business.

Сразу после возгорания СМИ выдвигали версию, что затягивание с получением разрешения на ввод в эксплуатацию может быть связано с уходом от уплаты налога на имущество организаций, поскольку не введенный в действие объект не попадает в налогооблагаемую базу. «Фонтанка» рассказывала, что на практике всё не совсем так линейно. Ключевую роль здесь играет использование объекта и извлечение из него прибыли. Например, в зеркальной ситуации, когда налогоплательщик получил разрешение на ввод в эксплуатацию, но несколько месяцев фактически не использовал объект, а доводил его до ума, Высший арбитражный суд пришел к выводу, что начислять налоги в течение этого периода рано.

«Даже если данный склад был не введен в эксплуатацию — это никак не могло повлиять на налоговые отчисления, поскольку фактически он использовался», — прокомментировал ситуацию по просьбе «Фонтанки» Алексей Гатин, управляющий партнер юридической компании «Закон и Налоги».

Он отсылает к приказу Минфина от 2020 года, в котором говорится: «Капитальные вложения по их завершении, то есть после приведения объекта капитальных вложений в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию в запланированных целях, считаются основными средствами или нематериальными активами. В случае фактического начала эксплуатации части объекта капитальных вложений до завершения капитальных вложений в целом, организация признает такую часть капитальных вложений объектом основных средств или объектом нематериальных активов».

Как следует из определения Конституционного суда РФ (от 14.12.2004 № 451-О), налог на имущество организаций взимается с элементов обособленного имущества юрлица, учитываемых на его балансе в качестве основных средств. Это такие активы организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности. То есть те, с помощью которых она зарабатывает.

«Поэтому, если недвижимое имущество не введено в эксплуатацию в установленном порядке, но фактически эксплуатируется, то есть объект отвечает условиям принятия его к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, такое имущество подлежит обложению налогом на имущество организаций, — объясняет юрист. — Таким образом, считаю, что не введен объект был не по причине экономии в налогах, а по каким-то другим обстоятельствам».

Конечно, склад в Шушарах мог быть и не учтен компанией-собственницей в качестве основного средства (а в открытом доступе подобной информации нет, как и подтверждающей обратное), тогда фирма за него налог не платила. Но целесообразность таких действий вызывает вопросы. Всё вскроется, и налоговая всё равно досчитает недополученное, уверен эксперт.

«Говорить о том, что осознанное неполучение разрешения на ввод в эксплуатацию компанией является действенным способом ухода от уплаты налога, не приходится, поскольку контролирующий орган рано или поздно узнает о существовании таких объектов, и в таких случаях судебная практика редко складывается в пользу налогоплательщика, за исключением случаев, когда было доказано, что своевременный ввод объекта в эксплуатацию в разумный срок был невозможен по независящим от налогоплательщика обстоятельствам», — солидарна Светлана Гузь.

Она отмечает, что вне зависимости от того, какую сумму удалось «сэкономить», ФНС затребует с должника не только её, но и штрафы, пени.

«Об уклонении от уплаты налогов можно говорить в случае намеренного затягивания получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию: когда налогоплательщик имел реальную возможность беспрепятственно подготовить, подать документы в разумный срок, но по каким-то причинам этого не сделал. Однако каждый такой случай рассматривается индивидуально», — говорит юрист.

Например, Верховный суд при рассмотрении схожего дела в 2020 году подтвердил вывод налоговых органов о занижении налоговой базы по налогу на имущество в результате необоснованного невключения в неё стоимости здания торгово-развлекательного комплекса, фактически используемого обществом в предпринимательской деятельности.

Светлана Гузь также обращает внимание на то, что само по себе использование не введенного в эксплуатацию здания предусматривает административную ответственность (п. 5, ст. 9.5 КоАП РФ), за исключением ограниченного перечня случаев, когда получение такого документа не требуется. За нарушение полагается штраф: для компаний — от 500 тысяч до миллиона рублей. «Вайлдберриз», пожалуй, эту сумму и не заметит, но к ответственности могут быть привлечены как одно лицо, так и несколько.

В ответ на вопросы «Фонтанки», почему ретейлер не обращался за разрешением на ввод и платил ли налог на имущество со склада, в компании продолжают хранить молчание.

«Мы уже озвучили свою официальную позицию. В остальном со следствием сотрудничаем, предоставим им всю необходимую информацию. Мы заинтересованы на 100% в скорейших результатах расследования, — сообщил представитель «Вайлдберриз». — Сейчас как раз в нашем офисе в Москве даём всю необходимую информацию представителям следствия».

К вечеру четверга в пресс-службе маркетплейса сообщили, что правоохранительные органы покинули офис, их действия не привели к изменениям в работе складов и сортировочных центров.

Чтобы пофантазировать, из-за какой суммы мог быть сыр-бор, придется погрузиться в бухучет. Налог на имущество организаций — региональный. Он уплачивается в бюджет субъекта по месту нахождения имущества. Комитет по контролю за имуществом Петербурга каждый год выпускает перечень объектов, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость. С них взимается налог по ставке 1,5%.

Для объектов, которых нет в перечне, налогооблагаемая база высчитывается из среднегодовой стоимости. Стоимость объекта на старте определяется как первоначальная цена (её собственник устанавливает исходя из затрат, понесенных на строительство объекта, в том числе стоимости материалов, зарплат рабочих, выплат поставщикам и подрядчикам) минус амортизация. Из остатка каждый месяц вычитается фиксированная на весь срок полезного использования здания сумма амортизации, и таким образом, налогооблагаемая база со временем постепенно уменьшается. Среднегодовая стоимость — это сумма остатков за 12 месяцев, деленная на 13. Уже с получившейся суммы берется налог по ставке 2,2%. И это еще не самый сложный способ расчета налога для таких объектов.

Поскольку расходы на строительство склада в Шушарах известны одному «Вайлдберриз», попробуем пойти по пути кадастровой стоимости. Здание не было нанесено на публичную кадастровую карту в качестве объекта капитального строительства, а вот соседнему с ним складу ничего не помешало. Его и возьмем в качестве образца. Подсчеты грубые и ознакомительные.

Итак, кадастровая стоимость соседствующего с «Вайлдберриз» объекта площадью 22,86 тыс. кв. м, введенного в эксплуатацию в 2022 году, составляет 1,123 млрд рублей. Получается, государство оценивает квадратный метр добротной складской недвижимости в этой местности в 49 128 рублей. Если умножить их на площадь склада «Вайлдберриз» (105,8 тыс. кв. м), окажется, что здание должно стоить не менее 5,197 млрд рублей. Полтора процента от этой суммы — почти 78 млн рублей.

К слову, налоговая инспекция за всё время существования «Вайлдберриз» не подала к нему почти ни одного иска в арбитражные суды, чего не скажешь о партнерах-предпринимателях, чьи требования к маркетплейсу росли в геометрической прогрессии. По данным СПАРК, в 2020 году к компании был подан 91 иск, в 2021-м их количество выросло в 3 раза, до 276, в 2022 году подали уже 733 (х2,7р.), а в 2023-м — 2582 (х3,5р.). С начала 2024 года набежало 81 исковое заявление, из которых 50 были поданы после пожара. Разумеется, не все из них связаны непосредственно с ним. В большинстве дел не указана сумма требований, что позволяет предположить, что речь идет об оспаривании каких-то санкций или комиссий, но там, где сумма обозначена, она составляет от 42 тысяч до миллиона.

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
86
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях