Финляндия, полвека назад провозгласившая образование главным приоритетом общественного развития, снова претендует на лидерство, на этот раз - в новых «игровых» образовательных технологиях. Игры не заменяют уроки и домашние задания, но дают учителям действенный инструмент для мотивации детей.
Образование – второй по величине мировой рынок после еды объемом около 5 трлн долларов. Отрасль переживает радикальную реформу: учителя должны говорить на одном языке с учениками, новое время требует новых навыков, а они, в свою очередь, требуют новых подходов к обучению.
Несмотря на то что всего 2% образовательных услуг в мире перешло в «цифру», рынок EdTech (образовательных технологий. – Прим. ред.) сегодня в 8 раз больше рынка программного обеспечения, в три раза больше рынка медиа и развлечений. По словам одного из создателей финского игрового хита Angry Birds Петера Вестербаки, финские компании индустрии EdTech, включающей в себя и образовательные игры, могут рассчитывать на 10% растущего рынка. Игры уже внесли свой вклад в финское образование: исследования уже несколько десятилетий показывают, что мальчики лучше говорят по-английски, чем девочки. Причина – мальчишки больше играют, а игры – на английском.
Лаури Ярвилехто, автор книги Learning is fun ("Учиться – весело") и бывший консультант компании Rovio по образовательным вопросам: «Когда на рынке появились первые неуклюжие мобильные игровые консоли, казалось, что пользователю придется довольствоваться "змейкой" и "тетрисом". Но в 2007 году вышел первый смартфон с сенсорным экраном, и понеслось. В 2009 году число скачиваний игр перевалило за миллиард. За 7 лет индустрия мобильных игр доросла до 40 млрд долларов. Сейчас 2007 год наступил для EdTech. На отрасль обратили внимание большие инвесторы с большими деньгами».
За пару лет в США и Европе в отрасли EdТech появились как минимум 7 компаний-единорогов с международными командами (единорог – стартап, оценочная стоимость которого выше миллиарда долларов. – Прим. ред.). Среди сильных мировых игроков ABCMouse – единорог, который недавно привлек 150 млн долларов инвестиций; Leapfrog – рыночная стоимость которой 3 млрд долларов. Udacity и Pluralsight стоят по миллиарду. Никто из них еще не достиг показателей главного финского хита – Angry Birds, но, по словам Петера Вестербаки, ждать осталось максимум пару лет. Надо отметить, что и российские разработчики тоже смотрят на перспективный рынок мобильных образовательных приложений. К примеру, в этом году наград сервиса Google Play были удостоены российские разработчики ABBYY со своим онлайн-словарем английского Lingvo Live.
Финские компании воспользовались отличной возможностью возглавить тенденцию и соединить лучшее в мире образования с одним из лучших в мире сообществ разработчиков игр: только в некоммерческом партнерстве Serious gaming cluster ("Кластер серьезных игр") состоит около 30 компаний, разрабатывающих игровые приложения для школьников всех возрастов. Minecraftedu, разработанную финской Teachergaming, используют более 5000 учителей в 40 странах, Seppo.io – разработчик платформы, на которой учителя сами могут сделать для своих учеников квесты, – недавно заключила договор с крупнейшей сетью частных школ в Дубае.
Как скучные задачки в финских школах превращают в игру, читайте на "Фонтанке.fi".