В Госдуме хотят разрешить выезд за границу должникам с долгами менее 100 тысяч. Однако бедному населению заграница и так не снится, а у богачей, которые сознательно не платят, пропадет мотивация возвращать деньги, считают юристы.
Около 2 млн жителей России не могут выехать за границу из-за долгов. Приставы накладывают запрет на выезд, если долг превышает 10 тыс. рублей. В Госдуме хотят увеличить этот порог до 100 тыс., так как должников стало слишком много, да и штрафы выросли. Юристы сомневаются в успехе законопроекта, а приставы боятся, что их лишат едва ли не самого действенного инструмента воздействия.
Минимальный размер долга, при котором приставы могут запретить управление автомобилем или выезд за пределы России, хотят увеличить с 10 тыс. до 100 тыс. рублей. Соответствующие поправки в закон «Об исполнительном производстве» внесли в Госдуму депутаты Ярослав Нилов и Игорь Лебедев (ЛДПР), чтобы «облегчить жизнь многим россиянам».
Как говорится в пояснительной записке, в последние годы «значительно возросли размеры административных штрафов», в том числе в области дорожного движения, поэтому порог долга в 10 тыс. рублей, при котором возможно ограничение на выезд за границу и управление транспортным средством, «утратил свою актуальность».
Проще говоря, жителей России с долгом более 10 тыс. рублей стало слишком много, и теперь депутаты хотят «предотвратить необоснованное ограничение [их] конституционных прав». Это приведет к «улучшению отношения к представителям исполнительной власти и снизит социальную напряженность в обществе», считают они.
Экономические представления депутатов находят свое подтверждение в статистике. Например, средняя сумма просроченной задолженности только по кредитной карте в России с 2014 года выросла в два раза – с 36 тыс. до 72 тыс. рублей, следует из данных коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн». В Петербурге потенциально невыездных должников, по подсчетам компании, 138,2 тыс. человек (на 15 июня 2016 года), то есть почти 3% всех жителей. По данным ФССП, в России сейчас около 2 млн невыездных должников.
Сейчас в Петербурге около 10 тыс. человек, которым временно запрещен выезд за границу в связи с долгами, сообщили «Фонтанке» в городском управлении ФССП. С начала года приставы вынесли 15 тыс. постановлений, из которых 8,5 тыс. приходятся на должников по алиментам. Из общей массы 2,5 тыс. человек погасили задолженность на сумму 2 млрд рублей (в среднем по 800 тыс. каждый), еще 2,5 тыс. постановлений были отменены либо в связи с истечением срока их действия (ограничения выносятся на полгода) либо в связи с невозможностью взыскать долг (например, если гражданин оказался банкротом).
Центробанк не ведет подсчетов по размерам долгов, однако из его материалов следует, что общая сумма просроченной задолженности жителей Петербурга по всем видам рублевых кредитов с 2014 года выросла с 13,7 млрд до 30,6 млрд рублей. Этот рост обеспечен не только увеличением числа заемщиков и сумм кредитов (банки начиная с 2010 года активно наращивали кредитные портфели), но и ростом размера долга в каждом отдельном случае.
Петербургский адвокат Станислав Кушнер, который занимается банкротством физлиц, считает инициативу депутатов нецелесообразной. Во-первых, если человек не в состоянии вернуть долг размером 10 тыс. рублей, вряд ли у него есть средства для заграничных путешествий, так что открытие границы не позволит ему воспользоваться этой возможностью. Во-вторых, есть категория людей с деньгами, которые принципиально не оплачивают, например, услуги ЖКХ. «Я лично сталкивался», – говорит он. Чтобы их мотивировать возвращать долги, хорошо было бы оставить порог в 10 тыс., считает юрист.
«А вообще было бы неплохо перенять опыт Финляндии. Там размер штрафов за нарушение ПДД зависит от имущественного положения должника. Чем выше его доход, тем больше штраф. Это мое мнение, не более того. Хотя мне справедливо возразят, что, по Конституции РФ, все граждане равны независимо от их материального положения. Но тем не менее опыт Финляндии пошел бы нам на пользу», – убежден Кушнер.
Вряд ли законопроект будет принят, считает юрист «Правовед.ру» Евгений Горюнов. Тем более лишение права управления транспортным средством возможно лишь при ограниченном круге требований. В частности, в случае взыскания административных штрафов, алиментов, возмещения вреда здоровью, имущественного ущерба и морального вреда, возмещения вреда в связи со смертью кормильца, а также при требованиях неимущественного характера, связанных с воспитанием детей. «По большинству из них задолженность чаще всего не превышает и 50 тыс. рублей, и соответственно [в случае принятия законопроекта], приставов лишат инструмента воздействия на должников», – убежден Горюнов.
Отметим, что в октябре 2015 года Ярослав Нилов совместно с еще двумя депутатами уже вносили в Госдуму аналогичный законопроект. Правда, в тот раз минимальный размер долга, позволяющий приставам вводить ограничения, предлагалось увеличить с 10 тыс. до 20 тыс. рублей. Однако в марте 2016 года правительство отказало, объясняя это тем, что благодаря ограничению на выезд из России ежегодно в бюджет взыскиваются миллиарды рублей.