Эксперты по поручению Следственного комитета дважды проверили на экстремизм пост Антона Носика, посвященный бомбардировкам Сирии. Результаты экспертизы приведены в материалах дела, с которыми ознакомился РБК.
Проверка поста проводилась в рамках уголовного дела по статье «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием средств массовой информации» (ч. 1 ст. 282 УК РФ), заведенного 26 ноября. Следователей заинтересовал текст, опубликованный Носиком на своей странице в «Живом журнале» 1 октября. Блогер объяснял, что для него, «как и любого израильтянина», Сирия всегда была и остается «реальным военным противником», и «горячо приветствовал» авиаудары по территории Сирии. Этот пост в «Живом журнале» остается до сих пор доступным.
Первое исследование проводил специалист Института криминалистики ФСБ, указано в постановлении о назначении повторной комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы от 11 марта, с которым ознакомился РБК. В посте «имеются высказывания экстремистской направленности», говорится в документе. Также эксперт ФСБ обнаружил в тексте оправдание насильственных действий в отношении сирийцев.
Второе исследование высказываний Носика было проведено в рамках психолого-лингвистической экспертизы. Из материалов дела следует, что экспертиза не усмотрела в словах блогера «признаков возбуждения ненависти или вражды».
Поскольку следователи получили две экспертизы с противоположными выводами, было назначено третье исследование, которое проведут эксперты Волгоградской лаборатории судебных экспертиз Минюста.
Помимо поста в «Живом журнале» следователей также заинтересовало выступление журналиста в эфире радиостанции «Эхо Москвы», которое, как и публикация, было посвящено Сирии и беженцам с Ближнего Востока. В связи с этим двое ведущих «Эха Москвы» были вызваны на допрос в качестве свидетелей, говорил РБК собеседник, знакомый с ходом расследования.
Обвинения самому Носику до сих пор не предъявлены. Как объяснял РБК источник в правоохранительных органах, Носик останется в статусе подозреваемого до тех пор, пока не будет завершена экспертиза его высказываний.
Первоначально дело вел следователь столичного управления СКР по ЦАО Александр Баканов, однако позднее, как уточнил в разговоре с РБК адвокат Сергей Бадамшин, который защищает Носика в рамках правозащитного проекта «Открытой России», дело было передано следователю Денизе Азизовой из того же управления. Ранее Азизова участвовала лишь в допросе свидетелей по делу, но не была ведущим следователем.
В октябре Носик говорил РБК, что не готов комментировать, что считается экстремизмом, а что нет. «За все время существования закона об экстремизме я юридически внятного определения экстремизму не видел», — отметил Носик. Блогер отмечал, что не собирается удалять свой пост из ЖЖ, не считает свои высказывания экстремистскими и не видит в них призыва к каким-либо действиям.
Источник: РБК