В центре Петербурга, в квартале за Мариинским дворцом и домом с квартирой депутата Виталия Милонова, без лишней суеты открыли храм Святителя Николая. Почему втихую отдали здание бывшего манежа - узнавала "Фонтанка".
В праздник Крещения, 19 января, без шумных празднеств и рекламных анонсов рядом с Мариинским дворцом открылась новая церковь. Смольный без огласки в декабре прошлого года передал РПЦ бывший манеж школы гвардейских подпрапорщиков. По совпадению прихожанином храма стал депутат Виталий Милонов, проживающий по соседству.
Комитет имущественных отношений издал распоряжение о передаче Российской православной церкви одноэтажного здания манежа в квартале между Казанской улицей и Вознесенским проспектом в декабре. Официальный адрес — Вознесенский, 16Ж. Теперь церковь безвозмездно использует 960 кв. м площадей.
Манеж – неприметное здание шириной в три окна. Было построено в 1828 году для гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через 70 лет, в 1897 – 1898-м, его перестроили и превратили в церковь Св. Николая Чудотворца при лейб-гвардии 3-м стрелковом полку. А после революции, с 1922 года, вновь вернули спортивную функцию. Там катались на коньках, дети занимались в спортшколе. В последние полтора десятка лет в манеже работал клуб «Планета Фитнес», выплачивал городу в год около 5 млн рублей аренды. Но в июне 2014-го в Смольный обратился митрополит Варсонофий, попросил вернуть здание епархии. Губернатор согласился.
Клуб пытался спорить, но робко – собрал 750 подписей на Change.org, подал в суд. Но оставить за собой здание так и не смог. «Планету фитнес» выселили в начале декабря.
Незнающему найти здание новой церкви непросто. Оно надежно спрятано за дворами-колодцами в глубине квартала. Зато имеет любопытных соседей. Вплотную к манежу работают сразу три комитета Смольного – по развитию предпринимательства, по промышленной политике и по экономической политике и стратегическому планированию. А в соседнем здании, на Вознесенском, 16, еще два — по финансам и госзаказу.
Дальше – больше: в 80 метрах находится Мариинский дворец, резиденция городского парламента (ЗакСа). Правда, напрямую от манежа к нему не пройти. Придется огибать по Вознесенскому проспекту.
У ЗакСа есть и своя небольшая домовая церковь. Три года назад в ней восстановили дворцовый, богато декорированный, интерьер. Храм не пустует без депутатов и чиновников. К примеру, рассказывают, что в феврале 2015 года, перед выступлением у парламентариев по факту провала записи в первые классы, в церкви молился глава комитета по информатизации и связи Иван Громов.
Есть и еще одно любопытное соседство. В переулке Антоненко, 3, совсем рядом с бывшим Манежем, проживает семья Милоновых. Квартира оформлена на супругу депутата.
«Фонтанке» он сообщил, что будет прихожанином обновленной церкви и уже помогает настоятелю протоиерею Александру Пашкову. «Для людей, которые живут рядом, нет поблизости ни одной церкви. И я с удовольствием туда захаживать буду», – рассказал "Фонтанке" Милонов.
В церкви уже идут внутренние работы. Установили временный алтарь. Средства и иконы на первое время дал Казанский собор, клириком которого является Александр Пашков. Появилась утварь. «Вместе ходили, смотрели необходимые вещи», – добавляет Милонов.
Он убеждает, что самовольных работ в здании не будет. От исторических интерьеров ничего не осталось. Но по закону вести работы в здании нельзя — оно является выявленным памятником культуры. Сначала нужно провести историко-культурную экспертизу и получить согласование КГИОП.
Впоследствии не исключено, что у храма появится колокольня. Конечно, в нескольких метрах от церкви стоят жилые дома. Но для любого русского человека колокольня — украшение города, уверен Милонов.
Как выяснила "Фонтанка", манеж передали не за красивые глаза. Изначально РПЦ настаивала на передаче в пользование Исаакиевского собора. Однако Смольный нашел в себе силы отказать епархии по экономическим соображениям. Сейчас музей зарабатывает на эксплуатацию и реставрацию здания самостоятельно. Если его закрыть — средства придется тратить из бюджета. Не задалось тогда же и со зданием бывшей единоверческой церкви на улице Марата (там находится Музей Арктики и Антарктики).
Зато музею «Исааакиевский собор» пришлось расстаться со Смольным собором. Вернули Пантелеймоновский собор на улице Пестеля, скоро передадут Благовещенскую церковь Александро-Невской лавры и здания на Обводном канале, которые занимает архив Российской национальной библиотеки.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»