Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отменил контрсанкции в отношении спортивного питания. Официальная причина: в нем, как вдруг оказалось, позарез нуждаются российские атлеты, а отечественные производители удовлетворить их потребности не способны. Однако сами спортсмены рассказали «Фонтанке», что особой нужды по спортпиту не испытывали. По-настоящему в отмене эмбарго могло бы быть заинтересовано ближайшее окружение президента.
Постановление об отмене введенного в августе 2014 года эмбарго на спортивное питание было подписано премьер-министром еще 16 сентября, однако известно об этом стало только 22-го. Как уточнялось в сообщении правительства, сделано это было во благо российских атлетов. Якобы потребность в этих товарах только со стороны спортсменов национальных сборных по различным видам составляет порядка 100 – 130 миллионов рублей в год. Российские же производители пока не в состоянии полностью заменить иностранную продукцию. К тому же санкции негативно сказались на крупнейшей отечественной компании – производителе спортпита, – принадлежащей братьям-миллиардерам Ротенбергам.
Спортивное питание — это протеины (белок), гейнеры (углеводы), витамины. Все это может продаваться как по отдельности, так и в виде какого-то единого комплексного продукта. Как правило, выпускаются в виде порошков и капсул. Необходимы для роста мышечной массы, более эффективной тренировки и лучшего восстановления после нее. Употребление спортпита не запрещено ни WADA, ни любой другой антидопинговой организацией мира.
Продается спортпитание в каждом более или менее приличном тренажерном зале. По составу практически натуральный продукт. Например, тот же протеин изготавливается из яичного, молочного, животного или соевого белка. Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» спортивный врач, доцент кафедры терапии СЗГМУ им. Мечникова Кирилл Раймуев, у него гораздо больше вопросов к химическому составу большинства продуктов, которые находятся на прилавках наших магазинов, чем к спортивному питанию. В то же время оно помогает при тренировках.
«Чтобы получить столько же белка, сколько находится в одном стакане спортивного питания, нужно за раз съесть, грубо говоря, целого быка. Может быть, это и возможно сделать, но вы представьте, какая нагрузка ляжет при этом на органы пищеварения», – подчеркнул Раймуев.
Тот факт, что российские компании пока не в состоянии полностью заменить зарубежную продукцию, «Фонтанке» подтвердил руководитель отдела продаж компании – производителя спортпита PureProtein Александр Бузаков. По его словам, до введения санкций и вообще до кризиса 85 – 90 процентов спортпита, реализуемого на территории России, было иностранного производства. Сейчас эта цифра снизилась где-то до 60, но причина снижения не в контрсанкциях, а в скачке курсов валют, из-за которого поднялись цены на продукцию западного производства. Эмбарго как такового отечественные компании практически не заметили.
«Все поставщики просто рассмеялись, когда услышали новость о контрсанкциях. Иностранное спортивное питание как ввозили по-черному, так и продолжают делать это до сих пор. Через границу его перевозят под видом какао или гречки. Особенно активно это происходит на границе с Казахстаном и Белоруссией», – заявил Бузаков.
Он также добавил, что в целом рынок российского спортивного питания сейчас оценивается примерно в 500 млн рублей.
То, что отмена эмбарго мало что изменит в ситуации с черным рынком спорпита, «Фонтанке» подтвердил один из поставщиков, работающий по подобной схеме. По его словам, маржа от ввоза спортивного питания под видом какао, благодаря более низкой пошлине, гораздо выше, чем при легальном импорте. Поэтому отказываться от нее вряд ли кто-то будет.
«Грубо говоря, если ввозить спортпит как спортпит — это обойдется в 1000 рублей, а как какао – в 30», – подчеркнул он.
Как удалось понять «Фонтанке» из общения с самими спортсменами, их тренерами и другими специалистами из мира спорта, эмбарго не заметили не только отечественные производители спортивного питания.
Доцент кафедры терапии СЗГМУ им. Мечникова Кирилл Раймуев:
«У некоторых моих подопечных были поначалу небольшие нехватки спортивного питания, но большинство решало этот вопрос в индивидуальном порядке. У кого-то были запасы, кому-то удавалось приобрести через собственные какие-то каналы. Естественно, за это приходилось переплачивать».
Олимпийский чемпион по дзюдо Тагир Хайбулаев:
«Единственное, что я принимаю, — это изотоники (спортивные напитки, содержащие небольшое количество солей и сахаров. — Прим. ред.) для восстановления после тренировок. Принимать что-то еще помимо этого в дзюдо нет необходимости. Протеин? Для этого мы едим самое обычное мясо. Наш главный тренер Эцио Гамба вообще против всяких протеинов и прочих подобных вещей».
Тренер по боксу, бывший наставник Николая Валуева и Александра Поветкина, Александр Зимин:
«Наше главное спортивное питание — это диета. Больше овощей, меньше соленого, отварное мясо. Вся суть в правильном приготовлении пищи. Раньше в профессиональных боях мы использовали какое-то специализированное спортивное питание, но потом отказались от него. Возникает привыкание к подобным вещам. Натуральную и качественную пищу ничем не заменить».
Консультант по спортивному питанию одного из тренажерных залов Петербурга Дмитрий Нозик:
«Недостатка в спортивном питании не испытывали. Дорогое зарубежное спортпитание по 3 – 4 тысячи за килограмм простому человеку как было недоступно, так таким и осталось. Мы в основном покупали спортпитание по 800 рублей за килограмм. Оно, кстати, тоже зарубежное. Вернее, в Россию привозят в виде сырья, а производят уже здесь, на месте».
В действительности, похоже, единственный, кто выиграл от отмены санкций, — это ближайшее окружение президента России, братья-миллиардеры Аркадий и Борис Ротенберги. Согласно данным системы «СПАРК», СМП-банку, совладельцами которого являются братья, принадлежит компания «Доктор спорт» — крупнейший в России производитель и продавец спортивного питания под брендом Vitawin. Кстати, генеральным директором ООО «Доктор спорт» тоже является не случайный человек — это Роман Ротенберг, сын Бориса Ротенберга. По словам Александра Бузакова, Vitawin производит свое спортивное питание как раз в Европе, а оттуда уже переправляет его в Россию.
Еще когда контрсанкции только вводились, многих удивило, что в качестве одной из целей было выбрано именно спортивное питание, которое является одним из бизнес-направлений друзей Путина. Роман Ротенберг, комментируя тогда это событие, говорил, что это, конечно, неприятно, но ничего страшного не случилось — у Vitawin большие складские запасы товаров. Но, видимо, за год запасы подошли к концу. Сейчас же Роман Ротенберг оказался недоступен для комментариев по поводу отмены эмбарго.
Артем Кузьмин,
«Фонтанка.ру»