Священник Пелин признал авторство рассылки, очерняющей директора Исаакиевского собора Бурова. На фоне скандала с Мефистофелем маячит школа мастера черного PR и православного мецената Вуймы.
Протоиерей Санкт-Петербургской епархии настоятель Сампсониевского собора Александр Пелин признался в рассылке с помощью фейковых адресов письма, очерняющего директора Исаакиевского собора Николая Бурова в деле о сбитом Мефистофеле на Лахтинской. Изложенная версия о доверенном лице Путина как заказчике вандализма столь же фантастична, сколь и близка методам короля черного PR Антона Вуймы, который неожиданно подключился к обсуждению скандала.
Подметное письмо
Утром в субботу, 29 августа, в редакции федеральных и петербургских СМИ, а также многим журналистам с различных электронных адресов пришло письмо "Уважаемые журналисты! Продолжение истории Мефистофеля". Оно было подписано главой отдела по взаимоотношениям церкви и общества и настоятелем Сампсониевского собора Александром Пелиным. Протоиерей сообщал, что к нему обратился промышленный альпинист Андрей, якобы сбивший барельеф Мефистофеля на Лахтинской улице по заказу директора музея "Исаакиевский собор" Николая Бурова. На достоверности фактов православный сановник, дескать, не настаивает, но призывает присмотреться.
"Фонтанка" не стала печатать письмо. Оно откровенно выглядело провокационным вбросом и очернением двух уважаемых персон, к тому же оппонирующих друг другу в скандале с передачей Русской православной церкви музейных соборов, в том числе Сампсониевского, до сих пор относящихся к музейному комплексу Исаакия. Немыслимо было даже заподозрить Бурова в заказе Мефистофеля, а Пелина – в ретрансляции этих самых немыслимых подозрений.
Днем 26 августа 2015 года с дома Лишневского на Лахтинской улице был сбит барельеф Мефистофеля. На следующий день полиция возбудила уголовное дело по статье 243 УК – «Уничтожение объекта культурного наследия». Ответственность взяла анонимная группа православных радикалов (именуют себя «Казаки Петербурга»), которые объяснили преступление строительством церкви напротив дома Лишневского. В устранении следов пребывания Мефистофеля, как выяснила «Фонтанка», деятельное участие принял депутат «Единой России» Андрей Бреус. 30 августа сотни человек вышли на митинг в защиту барельефа. Уничтожение культурного объекта однозначно осудила власть.
«Фонтанка» обратилась к Александру Пелину с абсолютной уверенностью, что он опровергнет авторство скандального пасквиля. Но он – подтвердил.
– Основная тенденция людей была обвинять православных активистов в этом акте вандализма, который я, естественно, не поддерживаю. Я посчитал необходимым донести информацию до СМИ, которая, возможно, позволит правоохранительным органам и другим заинтересованным сторонам разобраться в том, что стоит за спланированной акцией. Выставляют (крайним. – Прим. ред.) неумеху-рабочего, который сбил этот барельеф по случайному навету. Но почему-то очень профессионально был написан пресс-релиз, очень профессионально было разослано, причем на платных сайтах была публикация первоначально. Я просто проконсультировался со специалистами, которые говорили, что такое оповещение ситуации стоит не одну сотню тысяч рублей, потому что ставка каждой публикации на социальных сайтах – от 25 тысяч за одну публикацию.
Необходимо отметить, что мефистофелева волна поднялась после лаконичного сообщения в Facebook историка Дмитрия Браткина и возмущенной реакции КГИОП, а первая взаимосвязь между вандализмом и православным активизмом возникла из письма неких «Казаков Петербурга» в редакцию "Фонтанки".
– Я не думаю, что изложенное в письме – правдивая информация по поводу господина Бурова, – продолжает Пелин. – Но то, что есть некие силы, которые заинтересованы в травле между церковью и музеем, точно. И эти люди обладают большими финансами, хотят провокаций, влиять на общественное мнение с целью дискредитации верующих, с целью девальвации просьбы владыки по возможности передачи Исаакиевского собора в пользование, чтобы там совершались регулярные богослужения. Например, вчерашний митинг это показал. Один из лозунгов: мы против варварства, мракобесия, мы за то, чтобы Исаакий не передавать. У меня такое ощущение, что кто-то хочет связать события с барельефом и просьбу владыки (Варсонофия. — Прим. ред.) по передаче Исаакия.
– Если вы уверены, что не Буров инициатор, зачем вы разослали письмо? Могли бы с правоохранительными органами поделиться, и все.
– Те люди, которые занимаются дорогостоящим проектом по продвижению негативной информации в Сети о церкви, они действуют очень быстро и не смотрят ни на что. И наиболее шустрая и быстрая реакция – поделиться со СМИ. А правоохранительные органы будут еще месяцами разбираться, кто же это сделал.
– Адреса электронные, с которых были отправлены письма (petrunenko.lada@bk.ru, grigorova.shura@mail.ru, fdadasdad@mail.ru и др. – Прим. ред.), ваши?
– Нет. Я попросил своих знакомых помочь мне с рассылкой. Это адреса моих знакомых.
Элементарная проверка показала, что указанные адреса никогда прежде не встречались в Сети, и лиц, данные которых усматриваются в именах пользователей, Интернет не знает.
– Надо узнавать, кто проплачивал саму идею и кто теперь пользуется в общественном пространстве и пожинает плоды. Очевидно, это те люди, которые пытаются с больной головы на здоровую перевалить.
– Какую голову вы считаете здоровой?
– Это православные активисты. А насчет больных – те, кто проплатил шумиху и PR-акцию. Было бы здорово, если бы люди были выявлены и наказаны. Ни церковь, ни музей, ни нормальные люди в этом не участвовали.
– Вы рассылкой своего письма бросили огромную тень на Бурова. Вы это понимаете?
– Может, это не Буров. Но тенденции очень интересные. Потрачены большие суммы денег на пропаганду и продвижение, чтобы это событие, информационный повод стали большими, энергичными и сильными.
– Почему вы думаете, что надо было тратить деньги?
– А почему тогда начались вопли и обвинения православных? Почему начались статьи, сопоставляющие верующих с варварами ИГИЛ? Почему это событие пытаются привязать к Исаакиевскому собору? Кому это выгодно?
– Это событие связываете с собором вы, отец Александр. Своей рассылкой.
– Как это я? Вы послушайте, что люди на митинге вчера говорили!
– Митинг был 30-го, а вы когда письмо разослали?
– 29-го.
– Так кто первый про Исаакиевский собор заговорил?
– Ничего не знаю, ничего не знаю. У меня никогда лично конфликта с господином Буровым не было. Мне не в чем оправдываться.
Николай Буров сообщил «Фонтанке», что его юристы готовят обращение в прокуратуру. Последует и иск о защите чести и достоинства:
«Мне информация этого человека наносит психологический и физический вред. Я хочу, чтобы письмо, точнее, пасквиль и бред сумасшедшего, стало частью расследования дела Мефистофеля. Я не исключаю, что его рассылка имеет целью скрыть следы главного преступления – снос барельефа. Я Пелину, конечно, морду не бил. Но у меня с ним затянувшийся конфликт как с неудачным, по моему мнению, настоятелем храма, который входит в систему музея «Исаакиевский собор».
Тень пиарщика
По странному стечению обстоятельств мысль о проплаченности скандала с Мефистофелем навязчиво стала преследовать на этих выходных не только Александра Пелина. Сразу после того, как протоиерей разослал письмо по редакциям, в соцсетях развил бурную деятельность король черного PR Антон Вуйма. Притом что выражения священник и пиарщик, оставивший посты на страницах в Facebook и VK, использовали чудо как похожие. Приводим выдержки (с сохранением орфографии):
««Был разослан пресс-релиз. О чем это говорит? О том, что это пиар акция. Обычные люди не умеют рассылать релизы и не знают, куда их слать… Резонанс в СМИ для скромного барельефа неестественный... Значит кто-то заранее прогулялся по СМИ и занес денег. Далее выводы некоторых СМИ уж очень выглядят подготовленными. А именно сравнение православных активистов с талибами и ИГИЛ (талибы соответственно взорвали Будд, а ИГИЛ музеи Ирака и Пальмиру). То есть мы видим явную пиар акцию выполненную профессионалами. Резонанс в СМИ явно был усилен подкупленными журналистами. То есть это пиар-акция с целым штабом и бюджетом где-то в 10 миллионов рублей. Ищем кому это выгодно. Кто может вложить 10 миллионов рублей в пиар против православных активистов и нанять профи группу? Это значит у кого-то бизнес, которому мешает РПЦ и 10 миллионов в черный пиар РПЦ вложить логично. Есть такие? Найдите кому надо представить православных варварами, уничтожающими исторические памятники. И кому выгодно вложить в такое дело 10 миллионов рублей. И вы узнаете, кто сделал эту акцию».»
Днем 31 августа Вуйма усилил эффект, недвусмысленно назвав выгодоприобретателями от сбитого Мефистофеля тех, кто противится передаче государственных музеев Русской православной церкви. В частности, упомянуты депутаты ЗакСа Григорий Явлинский, Борис Вишневский и Александр Кобринский:
«Я набираю слово «барельеф Мефистофель» в ВК ком. И о чудо, о событии пишут тысячи чьих-то ботов. И все в манере Кобринского. О событии пишут боты с десятью фотографиями в анкете и с запретом на комменты с пятью друзьями... Кто-то заплатил тысячам сугубо коммерческим группам, которые по три раза постили новость о Мефистофеле. И конечно кто-то заплатил за рассылку пресс-релиза от «казаков Петербурга».
Александр Кобринский прокомментировал «Фонтанке» пост пиарщика:
«Я, конечно, не проплачивал скандал с барельефом, у меня не такая большая зарплата. А на митинг тоже выходили боты?»
Антон Вуйма в 2003 году основал PR-агентство «Духовное наследие», которое просуществовало до 2011-го. Ныне он – совладелец информагентства «Духовное наследие-Сибирь». Он состоит в Российском клубе православных меценатов наряду с президентом фонда «Северная столица» Михаилом Романовым, который входит в попечительские советы по строительству храмов иконы Божией Матери милующей на Васильевском острове и храма преподобного Сергия Радонежского при военной академии связи на Тихорецком проспекте. Партнерами «Северной столицы» значатся Санкт-Петербургская епархия, клуб православных меценатов и «Единая Россия», в которой активную роль играют Михаил Романов (член регионального политсовета) и уже упомянутый Андрей Бреус (входит в президиум генсовета «ЕР»).
«Духовное наследие» Вуймы, как следует из рекламных аннотаций, занималось созданием новостей (любой человек может стать объектом новостей, и с ним могут произойти незабываемые события, которые всколыхнут мир, утверждало PR-агентство. – Прим. ред.), привлечением СМИ к событиям и модернизацией уже готовых событий с целью получения наибольшего резонанса.
Также Вуйма написал две книги. «Черный PR» на слуху. Вторая, «Лоббирование. Как добиться от власти нужных решений», известна менее. Она содержит главу «Письма как инструмент лоббирования». Автор дает детальную инструкцию эффективного письма. Вот выдержки:
«Письма добиваются наибольшего успеха в случае отправки их во все СМИ и последующей публикации, в случае отправки «открытого» письма, при массовой рассылке во все госучреждения единовременно, когда письма с похожим содержанием рассылаются от нескольких разных людей или одно письмо подписано многими людьми».
В «Лоббировании» Вуйма детально расписывал структуру информационной кампании. Она, по лекалам пиарщика, состоит из главного события и ряда вспомогательных. Кампанию имеет смысл удлинить до недели, а то и больше.
«Распространенной ошибкой является запуск всех событий одновременно для усиления резонанса. Разработать побочные события, способные увеличить резонанс как в сторону продолжительности, так и в сторону масштабности реакции СМИ».
Полиция по-прежнему не нашла заказчика уничтожения Мефистофеля, но этот человек явно читал православного Вуйму.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»