Студентка философского факультета МГУ решила переселиться в Халифат, юрист и преподавательница английского из Киргизии выбрали ислам и исламское государство. Список можно продолжать бесконечно: рэпер-программист из Лондона, школьник из Ниццы, студент из Германии, безработный из Панкиси, клерк из Сингапура... Отчаявшиеся родственники говорят о коварном зомбировании.
Обыватели недоуменно пожимают плечами: безумие толкает благополучных, образованных людей в объятия фанатиков, которые рубят головы и сжигают заложников. На самом деле иcлам и идеалы Халифата им продают. По законам общества потребления, в строгом соответствии с правилами маркетинга.
Студентка СПбГМУ, будущий доктор, села на самолет в Пулково и упорхнула в Стамбул, возможно, с тем чтобы потом добраться до «Исламского государства». Возможно, последним аргументом, который помог девушке из благополучной семьи принять окончательное решение, стала статья в майском номере журнала «Дабик», посвященная здравоохранению в Халифате.
Вполне профессиональный репортаж, проиллюстрированный красивыми фотографиями и статистикой: "Исламское государство" заботится о своих гражданах, только в двух госпиталях в Алеппо за месяц провели кучу хирургических операций, взяли море анализов, приняли кучу родов, а еще делали томограммы и рентген на самом современном оборудовании. А еще Helthdiwan, так с английским акцентом именуют свое министерство здравоохранения исламисты, в заботах о будущем открыл образовательную программу для медиков. Три года, шесть семестров усиленной подготовки, год – теория, два года – интернатура. Никаких «неисламских» предметов, вроде секуляристской «культуры», только врачебные дисциплины. Преподают лучшие кадры, получившие дипломы на Западе. Образование бесплатное. Студентов снабжают всем необходимым: жилье, транспорт, питание, одежда, книги. Принимают как юношей, так и девушек. Среди первокурсников половина «мухаджиры» – так, словно первых мусульман, переселившихся вместе с Пророком из Мекки в Медину, называют в Халифате тех, кто оставил родину ради ислама. Чем не довод для будущей медички, которая увлеклась верой предков?
«Дабик» – лишь одно издание, входящее в медиахолдинг исламистов. «Дабик» – глянцевый журнал, красивый и нарядный, ничуть не уступающий какому-нибудь Cosmopolitan, Men’s Health или «Идеям для вашего дома». В «Дабике» все точно так же: жесткая рубрикация, увлекательные и простые в большинстве своем тексты, интервью с кумирами, качественные картинки, которые проповедуют стиль жизни, который должен стать идеалом в глазах читателей.
Только, в отличие от европейского глянца, «Дабик» продает не косметику, велотренажеры или швейцарские часы, а идеологию. С помощью современных информационных техник в сознание аудитории внедряются идеалы, модус операнди и модус вивенди, которые должны стать социальной стратегией читателя, который осознал свою исламскую идентичность.
Портрет красивой мусульманки на фоне голубого неба, воины Аллаха в пустыне на красивых джипах, трогательное интервью с героем, который обвел вокруг пальца все спецслужбы Европы и добрался до земли ислама, неизбежная колонка редактора в стиле "парни, этим летом самое модное – это хиджра". Каждая фотография, каждая фраза бьет в одну цель – "ты не найдешь себя, пока не присоединишься к Халифату". А еще есть радио, записи в соцсетях, видеоролики, снятые на вполне голливудском уровне…
Молодому человеку трудно ориентироваться в обществе потребления. Он только вступает в жизнь, он ищет ответы на вопросы бытия: в чем смысл жизни? что такое смерть? как найти любовь? что такое справедливость? А ему взамен предлагают унылые симулякры в виде поп-концертов, новых кроссовок и смартфонов. Вещи заменяют душу. На таком фоне идеи, которые проповедует «Исламское государство», причем очень качественно проповедует, представляются вечными и простыми одновременно. А значит, притягивают. Стоит ли удивляться, что многие, как Варвара Караулова и тысячи ее сверстниц и сверстников, делают именно такой выбор?
Остается сложный вопрос: что делать? Не хочу касаться тонкостей работы спецслужб, выявлять вербовщиков их задача. Но кое-что и в наших силах. Во-первых, информация. В российских и вообще в западных медиа много рассуждают о кровавых преступлениях Халифата. Как правило, в качестве иллюстрации используются их собственные ролики – кровавые и красивые. То есть тиражируется тот самый притягательный образ, который стремятся создать мачо-исламисты. А на самом деле жизнь на территориях Халифата полна трудностей, нет воды, перебои с электричеством, разбитые дороги и прочее. Чем больше потенциальные беглецы и беглянки будут знать об этом, тем меньше шансов у пропагандистов. А еще стоит задуматься о наших собственных правилах игры, о наших потребительских идеалах. Может, не стоит так широко применять технологии, которые позволяют «продать» что угодно и кому угодно.
Марьяна Баконина