Новые микрорайоны на глазах меняют городскую среду, и не всегда в лучшую сторону. Плотность застройки растет, средняя площадь квартир неуклонно сокращается, а общее количество однокомнатных квартир и студий в новых проектах порой доходит до 100%. А ведь практически у каждого покупателя квартир в новостройках сегодня есть как минимум один автомобиль. Как следствие – машины стоят на газонах и детских площадках.
«Мелкая нарезка» в квартирографии – палка о двух концах. С одной стороны, квартира размером с комнату гораздо дешевле полноценного комфортабельного жилья. Но, с другой стороны, большое количество малометражных квартир, формирующих целые новые кварталы, создает массу проблем и для своих жителей, и для города в целом. Например, парковочных мест возле такого дома всегда будет мало: в спальных районах застройщик обязан обеспечить лишь 1 парковочное место на 80 кв. м жилья – фактически на три, а то и четыре малометражные студии.
Многим застройщикам кажется, что строить студии выгодно: относительно дешевый товар разбирают как горячие пирожки. Основная целевая аудитория в этом сегменте – частные инвесторы, которые считают, что недвижимость является лучшим способом сберечь и преумножить капитал, тем более в условиях кризиса. Чаще всего такие квартиры сдаются в аренду на непродолжительный срок. В результате состав жильцов в доме с квартирами-«маломерками» меняется, как в общежитии или в гостинице. Ни привлекательности, ни безопасности такая ситуация дому не прибавляет и цена на малометражную квартиру со временем только падает.
Выход из градостроительного тупика может быть неожиданным. По мнению одного из экспертов рынка недвижимости, бороться с «мелкой нарезкой» можно, увеличивая число парковочных мест пропорционально количеству строящихся квартир. Причем в обязательном порядке.
«Если правило «одна квартира – одно машино-место» принять на законодательном уровне, застройщикам станет невыгодно проектировать кварталы, состоящие преимущественно из 1-комнатных квартир и студий, – высказывает свою точку зрения Сергей Степанов. – Покупатели «однушек» машино-места не покупают – это аксиома. Значит, рынок жилой недвижимости быстро переориентируется на более качественные проекты, с комфортабельными 2 – 3-комнатными квартирами. В новых кварталах будет складываться благоприятная социальная среда: вместо постоянно сменяющих друг друга арендаторов тут будут жить семьи с детьми. А обеспеченность машино-местами в новых объектах жилищного строительства в этом случае улучшится кардинально».
«Не обязательно жестко привязывать число машино-мест к количеству квартир. Важно создать единую систему правил парковки, чтобы даже в районах с невысокой плотностью застройки стимулировать жильцов не держать машину во дворах», – говорит другой эксперт.