Региональные дороги в десяти районах Ленобласти 1 апреля остались без содержания. Посыпать их солью и заделывать ямы некому. Намерение частной компании "НордСтройТранс" заработать стало вразрез с волей губернатора Дрозденко. Пока в ведомствах разбираются, дорожники надеются, что ночью не случится гололед.
В 11 утра 1 апреля в здании комитета по дорожному хозяйству (КДХ) Ленинградской области на Рижском проспекте Санкт-Петербурга собрались 13 директоров дорожных ремонтно-строительных управлений (ДРСУ). Собравшиеся должны решить, на каких условиях их госпредприятия пойдут работать в субподряде у частных фирм, выигравших конкурсы на содержание региональных дорог региона в 2015 году и I квартале 2016 года.
Времени и альтернативы у дорожников не осталось – с сегодняшнего дня часть региональных трасс уже никем не обслуживается.
Как стало известно 47news, договориться быстро не получилось и по состоянию на 15:30 каких-либо финальных решений принято не было. При этом уже с начала суток региональные трассы в семи районах области (Всеволожском, Ломоносовском, Кировском, Гатчинском, Тосненском, Киришском и Волосовском) фактически не обслуживаются никем, а еще в трех районах (Лужском, Кингисеппском и Сланцевском) могут содержаться лишь частично.
Срок действия старого контракта истек, а новый заключен с коммерческими компаниями, имеющими недостаточное количество (или вовсе не имеющими) специализированной техники. Договоры субподряда с ДРСУ на сегодняшний день также не заключены.
В основные работы по содержанию дорог входят посыпка их антигололёдной смесью в зимние, осенние и весенние месяцы, поливка летом, а также ямочный ремонт, содержание обочин, уборка посторонних предметов и установка дорожных знаков. Таким образом, в случае похолодания и образования гололёда на дорожном покрытии в этих районах уже сегодня посыпать их солью никто не станет. Имеющие нужную технику государственные ДРСУ просто не имеют права этого делать без договоров, а победители конкурсов – не имеют возможности.
Как уже неоднократно писал 47news, такая ситуация в дорожной отрасли сложилась после того, как объединенные лоты на содержание дорог, вопреки традиции, выиграли частные фирмы. Содержащие дороги в течение десятков лет ДРСУ на этот раз отказались отклонены из-за найденных недочетов в поданной на конкурс документации.
Право обслуживать дороги семи из семнадцати районов Ленобласти за 901 миллион рублей получила компания "НордСтройТранс" (НСТ), а еще трех районов за 324 миллиона рублей – ООО "ЭнергоСтроительнаяКомпания" (ЭСКО). Позже выяснилось, что если ЭСКО имеет опыт содержания дорог и некоторое количество необходимой техники, то компания НСТ занималась только ремонтом и спецтехники не имеет вовсе. Намерение победителя конкурса нанять в субаренду те же ДРСУ и заработать десятки миллионов бюджетных рублей, фактически не проводя никакой деятельности, не нашло понимания у правительства Ленобласти. Губернатор Дрозденко дал распоряжение пересмотреть результаты конкурсов.
Впрочем, как оказалось, выполнить распоряжение главы региона не так просто. На объявление нового конкурса потребовалось бы не менее 50 дней, а значит, около двух недель содержать дороги было бы некому. Кроме того, формально НСТ победил вполне законно, и областной КДХ не имел оснований не заключить контракт с этой фирмой. Соответствующие документы были подписаны 23 марта.
Параллельно глава ведомства Михаил Козьминых начал переговоры с ДРСУ и генподрядчиком. Пытаясь выполнить распоряжение губернатора, ведомство разработало так называемый "нулевой вариант" – частные компании оставались генподрядчиками, но передавали фактические работы ДРСУ, оставляя себе не более 3% от стоимости контрактов. При этом за эти деньги они должны предоставить банковскую гарантию, а также разработать необходимую документацию и организовывать работу круглосуточной диспетчерской службы по каждому из обслуживаемых районов.
При предложенном варианте, компания НСТ смогла бы получить 27 из 901 миллиона рублей, 9 из которых ушли бы на банковскую гарантию. ЭСКО получило бы 9,7 миллиона, более трех из которых отдало бы банку.
По информации, полученной в областном правительстве, в руководстве ЭСКО на такие условия были предварительно согласны. Однако, судя по тому, что к 1 апреля субподряды с ДРСУ так и не заключены, НСТ цифры не обрадовали. Как намекнули журналисту люди, компетентные в отрасли, компания могла рассчитывать на 10% от контракта. То есть на 90 миллионов рублей.
Собеседник журналиста в одном из областных ДРСУ рассказал, что руководство каждого из 14 предприятий сейчас пытается найти компромиссные условия, при которых смогло бы выполнять работы на субподряде не в чистый убыток.
"Новые условия, предложенные в контракте с генподрядиком НСТ, уже лучше, чем в первой версии, которую нам прислали 27 марта, но всё равно не выгодные. Конечно, если комитет распорядится, у нас не будет выхода, кроме как подписать субподряд. Но пока дороги не обслуживаются. Без письменного распоряжения от КДХ никто не выведет людей и технику, контрактов-то нет. Надеюсь, что ночью не будет снегопада и гололёда", – прокомментировал дорожник.
Напомним, что предварительный контракт субподряда с НСТ в ДРСУ назвали "кабальным".
Дорожная полиция в курсе сложившейся ситуации.
"Мы будем строго следить за соблюдением всех норм, стандартов и ГОСТов, а вопросы хозяйственной деятельности нас не волнуют. В случае несоблюдения стандартов содержания дорог будем привлекать юрлиц к ответственности. Штраф составит ровно 300 тысяч рублей", – пояснил собеседник 47news в руководстве УГИББД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Журналист в очередной раз попытался получить комментарий от генерального директора НСТ Филиппа Купорова, но его мобильный телефон оказался выключенным.
В КДХ корреспонденту 47news сообщили, что делают всё возможное для решения непростой ситуации и пообещали, что в любом случае региональные дороги не останутся без обслуживания.
"Разберемся", – кратко ответил на вопрос журналиста Михаил Козьминых.
Как в настоящий момент продвигаются переговоры, в ведомстве не уточнили.