На ногу падает утюг. В этот момент мат для нас является анестезией. В дословном переводе "мат" – это спортивный коврик, уберегающий от ушибов на тренировке. Мат - атмосфера общения в России. Какая бы власть или погода у нас ни стояла, в какие бы из девяти часовых поясов к нам ни заехали, мы ругаемся. С матом уже начали бороться на парламентском уровне. Значит, мату ничего не грозит.
Это явление исследовали вдоль и поперек. От диссертантов филологических школ Советского Союза до безграмотных блогеров. Кажется, в прошлом за него не брались лишь такие монстры русской истории, как всемирно известные петербургские академики Дмитрий Лихачев и Александр Панченко. И это хорошо.
Они сделали бы это основательно и окончательно. Покончив своим масштабом с тайной. Но отработать тему не меньше, чем на триста страниц, они не умели. И вышла бы мука для интересующегося первоисточником.
Ныне же версий больше, чем марок сигарет.
Самая банальная: во всем виновато древнее и превратившееся в штамп татаро-монгольское иго. Попадаются и отвратительные теории: мордва, финны, русы, венгры - не индоевропейцы, полудикие, и они показывали гениталии чужакам в отличие от европейских, к тому времени цивилизованных этносов. Отсюда оскорбления половыми органами и пошло.
С такими не надо вступать в полемику, напоминая, что во время столетней войны в Европе самым распространенным жестом французских лучников перед боем было оголение задницы.
От таких исследователей тошнит.
Попробуем глянуть не в глубь, а под ноги.
Знать пушкинских времен говорила по-французски, иногда вставляя русские слова. У Пушкина в детстве русский был вторым языком. А уже в конце XIX века произнести всю речь по-парижски было правящему сословию трудновато. Да и перебор. Заграничные слова употребляли лишь для подчеркивания своего уровня.
Чуть позже и это стало лишним. Едешь в бричке по просторам Рязани, она застревает в луже, перед ямщиком вряд ли будешь красоваться европейским словечком.
На заводах тоже себя не утруждали манерами. В начале ХХ века Россия входит в десятку ведущих промышленных держав мира. В Петербург текут огромные инвестиции. Растут фабрики, а тяжелый труд предполагает быстрый выход энергии, мгновенную команду.
Ругательства здесь подходят идеально.
К тому же новая власть пролетариев и крестьян отвергла этикет прошлого. Создавались новые танцы, новые песни, новый стиль общения. Мат как нельзя лучше подошел.
Трудно сказать, ругались ли вожди-основатели. Скорее всего, нет. Все же они воспитывались не в народной среде. Все имели высшее образование и ментально были ближе к дворянам. Либо, как Ленин, сами из дворян.
А вот их ученикам мат пришелся по душе. Сталин в молодости очень близко стоял к налетчикам, которые в те времена занимались «эксами» (от термина "экспроприация"), то есть нападениями на инкассаторов для пополнения революционной кассы. Он должен был знать и профессиональный язык преступников, и мат. Значит, вовремя пользоваться ими.
Сюда же надо отнести русские обращения "вы" и "ты". Дворяне и маму, и супругу порой называли на "вы". На "ты" обращались лишь к низшим по сословной лестнице - дворникам, официантам, солдатам.
При советской власти обращение на "вы" стало или публичным, внешним этикетом или хуже - тем расстоянием, на котором тебя держат. Ну, может быть, за исключением кафедр высшей школы.
Сегодня, если в коллективе к тебе обращаются на "вы", значит, ты не до конца свой.
А вот когда тебе "тыкают", да еще могут матерно обругать, ты заработал доверие. Абсолютная товарищеская близость. С тобой можно идти в разведку. Как вам зарисовка: ползут два разведчика; один обращается: «Павел Андреевич, вы не могли бы мне передать бинокль. Благодарю вас»...
Академик Лихачев отвергал мат, говорил про бесстыдство этого языка. Но, вспоминая кошмарные годы репрессий, подчеркивал, что в лагере тех, кто не ругался, расстреливали первыми.
Официально мат был запрещен, в литературу его не пускали ни под каким видом, закон карал за брань в общественных местах, а на нем продолжали говорить сотни миллионов советских людей. Милиционер мог составлять на гражданина протокол о мелком хулиганстве за сквернословие в трамвае, а при этом сам материться. Это не вызвало бы возмущения у задержанного.
Более того, матом гордились с экранов знаменитых советских кинолент. Так, в фильме 1964 года «Председатель» герой на митинге с сельчанами долго матерится. Правда, звук убран. А потом все его подчиненные радостно смеются. Потому что председатель настоящий, свой.
Видео пользователя a2kats из Youtube.
Единственно, кто был против ругательств, так это преступный мир.
Вору в законе ругаться матом было неправильным. Но это не от эстетических или культурных пристрастий или любви к чистоте языка. Блатные разговаривали на своей родной речи – на жаргоне. Функция жаргона в том, чтобы тебя не понимали рядом стоящие обыватели. Значит, употребление мата - это открыться, расшифровать свой вербальный текст.
Буржуазная революция мало что изменила.
Поверьте, матерятся миллиардеры и журналисты, светские львицы и гангстеры, депутаты и профессора.
Матерятся и дамы от политики, и женщины - полковники полиции.
Детским символом может быть анекдот: сидят в камере жулики и бабуся. «А ее-то за что?» - спрашивает вор. «Так она бывшая учительница, а когда учила в школе директора тюрьмы, то ему за ругань двойку влепила», - отвечают ему. «Хоть кто-то в России за дело сидит», - вздыхает главный вор.
Все остальное – частота употребления мата, время, место - лежит в плоскости вкуса, здравого смысла и жизненной опытности.
Человек попроще употребляет мат где ни попадя. Идиот рычит, мучаясь вспомнить русское слово, чтобы вставить его в сплошные ругательства. Девушка с образованием выждет и настолько вовремя выскажет лишь одно словечко, что закачаешься.
Вот Владимир Путин не курит. Это дамы ему простят. Но если бы узнали, что он никогда не ругался, появилось бы внутреннее огорчение, и более того, сомнение - а король-то не настоящий.
То, что наша Государственная дума приняла закон о мате, касающийся его употребления в литературе, фильмах, СМИ, это правильно. Но это не для искоренения явления, а чтобы сотый раз обозначить официальную позицию государства. Мы и так ее знали.
А вот на письме мат мы не любим.
Это идет от сакрального представления о нем.
К тому же в России часто слово, обозначающее мужской половой член, писали на заборах, на стенах в подворотнях. Такой вот молодежный протест не пойми против чего. Тут мат - это лай. Вам же понравится, если на доме будет начертано «гав, гав». Начертанное перестает быть феноменом языка.
Когда учитель Пушкина Вяземский говорил, что язык - это исповедь народа, он, конечно, подразумевал устную речь.
А если надо, мы вас легко научим материться. Для этого лингафонный кабинет ни к чему. Несколько слов, и все тут – дешево, надежно и практично.
Чтобы не девальвировать, да и вам легче.
Евгений Вышенков, "Фонтанка.fi"
Справка: Евгений Вышенков, заместитель руководителя АЖУРа. Окончил восточный факультет ЛГУ им. Жданова. В 1980 - 1990-е годы работал в уголовном розыске в центре Ленинграда. Мастер спорта СССР.
"Русские манеры" отвечают на вопросы финнов о нашем поведении:
На будущей неделе вы увидите заключительный материал Евгения Вышенкова в рамках проекта "Русские манеры" и узнаете, почему россияне неулыбчивы.
NB: В новой рубрике "О нравах" на "Фонтанке.fi" вы можете прочесть также о том, как финские граждане приезжали развлекаться в Ленинград, Петербург в рамках "Водка-туров", и что объединяет финское молодежное движение "Славянские корточки" с русскими ГОП-никами.