Люди старшего поколения помнят, как однажды в их жизни появился плащ-болонья, который моментально стал своеобразным пропуском в мир модниц и модников. А в другие времена высшую популярность приобретали совсем иные модели... Как появились первые плащи? И почему поначалу они были предметом исключительно мужского гардероба, а женщины не спешили в них облачаться?
Сегодня об этом практичном и незаменимом предмете гардероба мы говорим с известным историком моды Александром Васильевым и петербургским дизайнером-модельером Натальей Солдатовой.
От солдатской одежды...
Практичный и незаменимый в дождливом Петербурге плащ ассоциируется с элегантностью, утонченным вкусом и женственностью. Между тем на протяжении всего XIX века плащи носили исключительно мужчины, в основном солдаты, которых плотная непромокаемая ткань защищала от непогоды. Сама же история плаща началась еще в каменном веке: первыми прообразами плаща были шкуры убитых животных, накинутые на плечи.
В Древнем Риме мужчины набрасывали поверх тог белые шерстяные плащи – паллиумы, а полководцы облачались в пурпурные палундаментумы. «У древних греков были популярны плащи-хламиды: их надевали поверх нательной одежды – хитона – и застегивали на плечах», – отмечает Наталья Солдатова. Из практичной одежды в модный предмет гардероба плащи превратились в XVI – XVIII веке, добавляет дизайнер. В это время в Англии и Франции плащи-накидки стали изготавливать из дорогих тканей, например шелка, и расшивать золотом. Однако эти изделия были совершенно не похожи на плащи, которые мы привыкли видеть сегодня.
Датой возникновения современного плаща, по словам Александра Васильева, считается 1823 год, когда шотландский химик Чарльз Макинтош изобрел водонепроницаемую ткань. Ученый случайно заметил, что рукав его пиджака, испачканный каучуком, не промокает под дождем. Спустя год после открытия он начал собственное производство непромокаемой одежды. Первые сочетания тканей с каучуком источали неприятный запах резины, поэтому изделия Макинтоша далеко не сразу завоевали популярность. Спустя десять лет после открытия компания так и не принесла химику желаемой прибыли, и он объединил свою фабрику с производством Томаса Хэнкока. Перед партнерами стояла задача не только избавиться от запаха резины, но и выяснить, как сделать так, чтобы на жаре одежда не плавилась, а на морозе не дубела.
Технологии совершенствовались, но широкую популярность у гражданского населения макинтоши приобрели только в 1920-е годы. Простые однобортные плащи, которые очень удобно носить поверх пиджака, стали незаменимы в гардеробе британских джентльменов и американских звезд. В том числе, им отдавали предпочтение Фрэнк Синатра и Дин Мартин.
Конкуренцию макинтошу в начале XX века составил тренчкот – модель, предложенная Томасом Барберри. Для изготовления плащей Барберри взял материал габардин, который он изобрел в 1879 году. Классический тренч долгое время служил солдатской униформой, недаром его название переводится с английского как «траншея».
Примечательно, что, хотя первым водонепроницаемую ткань предложил Макинтош, за право называться изобретателями плаща до сих пор борются марки Burberry и Aquascutum. История последней началась, когда молодой портной Джон Эмари открыл в Лондоне ателье по пошиву верхней одежды. Независимо от Макинтоша, он изобрел и запатентовал водоустойчивый материал под названием Aquascutum, который использовал для выпуска солдатской одежды.
«Из всех я бы отдала первенство Барберри. Макинтош изобрел в первую очередь материал, но появлением самой популярной модели плаща – тренчкота – мы обязаны именно Барберри. Плащ-макинтош, на мой взгляд, можно считать прообразом тренча», – комментирует Наталья Солдатова.
Среди других моделей, пользовавшихся спросом в XIX веке, Васильев отмечает плащ фасона «Альмавива», названный так по имени одного из главных героев комедии Бомарше «Женитьба Фигаро». «Носили такие плащи на испанский манер – закинув одну полу на плечо. Шили альмавиву из сукна», – добавляет эксперт.
Офицеры и джентльмены
В годы Первой Мировой войны Барберри получил заказ на поставку обмундирования для британских Королевских военно-воздушных сил. Предложенные им плащи имели большую кокетку на спине, погоны и пристегивающиеся штормовые клапаны на плечах, а также были украшены металлическими пряжками в виде латинской буквы D. Неудивительно, что после окончания боевых действий эта парадная и в то же время очень удобная одежда быстро стала пользоваться популярностью в гражданском обществе. В послевоенные 1920-е годы плащи по достоинству оценили и представительницы прекрасного пола.
Новый этап в истории плаща начался ближе к середине XX века, когда известные киногерои появились в плащах на телеэкранах. Из простой практичной одежды плащ превратился в элегантный предмет гардероба, излюбленный детективами и денди. Актер Хамфри Богарт носил тренч в голливудской романтической кинодраме 1942 года «Касабланка». В тренче ходил герой Питера Селлерса – обаятельный инспектор Клузо – в комедийном детективе «Розовая Пантера». А в фильме «Завтрак у Тиффани» в плащи облачились Джордж Пеппард и великолепная Одри Хепберн. После того, как фильм вышел на экраны, в 1961 году, плащ стал незаменим в гардеробе каждой модницы.
Пыльник, болоньевый и вечная классика
В СССР мечтой девушек и женщин, несомненно, был болоньевый плащ, пришедший в 1960-е годы, однако стоит отметить, что это не единственная модель, пользовавшаяся популярностью в советские времена. Александр Васильев выделяет три основных этапа в развитии плаща в СССР. По словам историка моды, в 1930 – 1950-е годы успехом у населения пользовались пыльники – легкие летние плащи, изготовленные из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Мода на короткие плащи из болоньи А-образного силуэта продержалась до 1970 годов.
Тонкая капроновая ткань для этих моделей была изобретена в итальянском городе Болонья, откуда плащи и получили свое название. Любопытно, что в самой Италии болонья не пользовалась популярностью. Зато советские модницы считали болоньевый плащ очень стильной вещью. Плащ, как правило, зеленоватого цвета, с поясом и прорезными карманами, легко складывался и помещался даже в самую маленькую дамскую сумочку. Модницы носили болоньевый плащ вместе с косыночкой, которая прилагалась в комплекте. Однако вскоре после того, как технологию изготовления болоньевой ткани переняли в СССР, качество изделий начало ухудшаться. И если в 1960-е девушки и женщины были готовы выложить за болоньевый плащ до 70 – 80 рублей, то спустя 20 лет эта модель обесценилась и считалась старомодной. В 1980-е актуальными стали удлиненные плащи с приталенным силуэтом.
Как известно, мода ходит по кругу. «В мире плащей всегда был, есть и будет актуальным ретростиль. Просто потому, что все возможные конфигурации плаща уже изобретены, поэтому нового ждать не приходится», – отмечает Александр Васильев, рассказывая о современных тенденциях. В этом году в моде 1970-е годы – приталенный силуэт и длина «миди». «Модные женские плащи-2014 могут быть как однотонными яркими или приглушенных, классических тонов, но я бы остановился на сдержанной элегантности», – говорит эксперт.
С ним солидарна и Наталья Солдатова. Она рекомендует выбирать спокойные цветовые сочетания и классическую длину чуть ниже колена, которая визуально удлиняет ноги. Дизайнер советует сочетать плащ с брюками-дудочками, а в качестве аксессуаров использовать шейный платок и зонтик.
Анна Ржевкина, для «Фонтанки.ру»