Перевод Военно-медицинской академии из центра Петербурга в Горскую приостановлен. Такое заявление сделал 13 ноября член Общественной палаты страны со ссылкой на статс-секретаря, заместителя министра обороны. Тот, в свою очередь, заявил: распоряжение дал Сергей Шойгу, пересматривающий многие решения предшественника. Защитники ВМА не спешат праздновать победу: перевод с одного места на другое — не главная проблема легендарного учреждения.
Сергей Шойгу, который в ноябре занял пост министра обороны РФ, приостановил перенос Военно-медицинской академии имени Кирова из исторического центра Петербурга. Эта новость 13 ноября пришла от председателя комиссии по национальной безопасности Общественной палаты РФ Александра Каньшина. «Сегодня статс-секретарь - замминистра обороны сообщил, что министром обороны Сергеем Шойгу принято решение о приостановке передислокации главного медицинского центра - Военно-медицинской академии имени Кирова из Петербурга», - заявил он.
Как рассказал «Фонтанке» депутат Законодательного собрания Сергей Анденко, речь в заявлении Минобороны шла не только о переводе ВМА, но и о прекращении реформы медицинской службы Вооруженных сил в целом. «Сейчас необходимо приостановить все то, что уже наворочено. И создать качественную программу развития Военно-медицинской академии и соответствующей службы ВС. Она должна учитывать мнение ветеранов военной медицинской службы, ученого совета ВМедА и ведущих специалистов», - заявил он.
«Самое главное решение принято. А дальше будем контактировать, строить планы. Начнется созидательная, кропотливая работа с руководством академии, специалистами, ученым советом», - заявил «Фонтанке» также присутствовавший на заседании Общественной палаты Борис Гайда - академик РАМН, с 2000 по 2007 год возглавлявший ВмедА.
Защитники ВМедА пока не спешат радоваться принятому новым министром обороны решению. «Остановка переноса — не остановка уничтожения, - уверен сопредседатель региональной общественной организации «Наследие ВМА» Иван Новиков. - Наша задача в том, чтобы не дать ее ликвидировать. Проблем много. Например, что делать с 442-м госпиталем, который в данный момент фактически закрыт? Нужна концепция развития Военно-медицинской академии. Учреждение должно работать по своему профилю, принимать курсантов. Из-за того, что на протяжении нескольких лет судьба академии не была ясна, разрушались учебный и лечебный процессы. Сейчас нужно прекратить эксперименты».
Концепция развития ВМедА — дело явно не одного дня. Ни один эксперт, опрошенный «Фонтанкой» после объявления о приостановке вывода образовательного учреждения из центра Петербурга, не смог с ходу назвать конкретных шагов по выходу из кризиса. Тем не менее ранее защитники академии уже говорили о возможных вариантах ее развития. В частности, о сохранении и поэтапной реконструкции исторических и строительстве новых современных зданий на территориях, прилегающих к Финляндскому и Витебскому вокзалам, о проведении конкурсов проектов модернизации.
Защитники ВМА предлагали присвоить ей статус президентской или академии экспериментальной медицины. В качестве необходимых мер поддержки специалисты называли решение вопроса о полноценном финансировании, допустимой денежной самостоятельности и разрешении самостоятельно привлекать дополнительные средства через систему ОМС и ДМС. Слухи о том, что всю территорию академии хотят освободить ради строительства элитного жилья и гостиниц ходили в городе, наверное, последние пятнадцать лет. Начало им положил бывший мэр Петербурга Анатолий Собчак, выступивший с заявлением о том, что количество военных учебных заведений надо сократить. Но его замысел – по ряду причин – остался нереализованным, и всерьез о закрытии ВМедА заговорили в 2009 году. Тогда же стало известно, что учреждение будет перенесено «куда-то в Курортный район».
В 2010 году президент Дмитрий Медведев подписал распоряжение о строительстве многофункционального медицинского центра на базе Военно-медицинской академии. Но, когда корреспондент «Фонтанки» обратился в Росимущество за разъяснениями, то получил ответ, что строиться этот центр будет на территории академии, на месте одного из недостроев советских времен.
Однако 19 января 2012 года на имя губернатора Петербурга Георгия Полтавченко было направлено письмо за подписью министра обороны Анатолия Сердюкова. Из этого документа следовало, что еще 21 мая 2010 года было заключено соглашение о создании медицинского центра по адресу: город Сестрорецк, Авиационная улица, дом 15, участок 1. А 23 января «Группа ЛСР» объявила о том, что приступает к проектно-изыскательским работам по созданию многофункционального медицинского центра для Военно-медицинской академии. Внятных объяснений, почему нужно перевозить ВМедА, на ремонт зданий которой, по данным депутатов ЗакСа, было в последние годы потрачено около 10 миллиардов рублей, не прозвучало.
В истории с переносом академии есть несколько любопытных обстоятельств. Например, в состав правления «Группы ЛСР» входит Лев Винник, некоторое время занимавший пост советника по вопросам недвижимости при Анатолии Сердюкове. В частности, именно с его подачи были закуплены для офицеров скандально известные коттеджи в «Новой Ижоре».
Документ под названием «Концепция многофункционального центра Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова», утвержденный министром обороны России Анатолием Сердюковым еще 15 июля 2010 года, оказался доступен для широкой общественности только 1 сентября 2012 года.
Есть для ВМедА и еще один проект. Во время избирательной кампании в Государственную думу Сергей Багненко, директор Института скорой помощи им. Джанелидзе, высказывал мысль о том, что академию присоединят к СПбГУ.
- Это было не официальное мнение, а мое личное, как выпускника Военно-медицинской академии и как доктора, который очень высоко ценит эту медицинскую школу. Сейчас, когда Вооруженные силы сокращаются, сократится и ее загрузка. Значит, потребуются сокращения штатов, мощностей, а это повлечет невосполнимые потери. Поэтому в медицинском сообществе не раз обсуждались способы спасения этого уникального учреждения. Первый из них – подчинение ВМА непосредственно президенту страны. Академия и создавалась как императорская. Если бы она стала президентской, готовила бы медицинские кадры для клиник силовых структур (МВД, ФСБ, МЧС), это было бы идеальным развитием событий, - сообщил Багнено в комментарии Online812.
В качестве второго способа называлась возможность ее присоединения к СПбГУ в полном объеме, с сохранением юридического лица. Учитывая, что университет финансируется в государственном бюджете отдельной строкой, ВМА имела бы стабильное бюджетное финансирование и была бы на 100% загружена работой.
Как сообщал «Фонтанке» первый проректор Санкт-Петербургского государственного университета Илья Дементьев, суть идеи заключается в том, чтобы включить ВМА в состав университета для совместной работы. Дементьев назвал это объединением брендов. «Такое возможно. Это было бы правильно, в том числе и с содержательной точки зрения: медицине лучше работать с научным сопровождением. Идея сама по себе замечательная, и университет ее поддерживает», - отмечал Дементьев.
Мария Цыганкова, "Фонтанка.ру"