Для продвижения алкоголя (в том числе пива) нельзя использовать социальные сети и мобильные приложения, но можно видеохостинги. Такие разъяснения представила Федеральная антимонопольная служба.
Вступивший в силу федеральный закон запрещает размещение рекламы алкогольной продукции в Интернете, причем независимо от местонахождения ресурса (сайта). Учитывая особенности правового регулирования «всемирной паутины», надзорный орган пришел к выводу, что норма российского закона регулирует исключительно распространяемую в нашей стране рекламу. Поэтому «виртуальной территорией Российской Федерации» ФАС признает сайты, зарегистрированные в доменных зонах .SU, .RU и .РФ, а также русскоязычные страницы в иных зонах: «Информация на данных страницах предназначена для потребителей в России», – поясняют в антимонопольном ведомстве.
В то же время в ФАС отмечают, что рекламой не являются справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке, а также журналистские публикации о культуре потребления алкогольных напитков: «Например, о традициях потребления вина в различных странах (без привлечения внимания к определенным алкогольным напиткам) ... рецепты приготовления блюд или коктейлей с указанием ингредиентов алкогольных напитков, но без приведения конкретных наименований», – убеждены в ФАС. Например, без опасности быть оштрафованным можно рекомендовать читателям «добавить 200 мл белого вина» или «использовать 50 грамм рома».
Не являются рекламой, по мнению ФАС, и размещенные на специализированных серверах (в том числе youtube.com) видеоролики. Также не запрещается рассказывать об ассортименте напитков на собственных сайтах их производителей или торговых компаний, а также на страницах таких организаций в социальных сетях.
«Вместе с тем в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте или странице в социальной сети информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой», – полагают в надзорном органе. Кроме того, не допускается включать информацию об алкоголе в мобильные приложения или программное обеспечение, «подгружать» такую рекламу в мобильные устройства и т.д.
Напомним, что любые нарушения в сфере рекламы караются штрафом до полумиллиона рублей.