С января для оформления наследства можно будет обращаться к любому нотариусу. Приказ о введении такой системы, условно именуемой «Наследство без границ», 27 декабря приняло главное управление Министерства юстиции РФ.
В настоящее время наследственные дела распределены между специально уполномоченными нотариусами по «территориально-фамильному» принципу (в зависимости от места жительства и первой буквы фамилии умершего). Это, по мнению руководства Нотариальной палаты Петербурга, приводило к неудобствам как для наследников, так и к неравномерной нагрузке самих нотариусов.
Новый порядок, условно именуемый «Наследство без границ», позволяет родственниками или иным наследникам умершего петербуржца обратиться к любому из 320 работающих в Северной столице нотариусов. Единая электронная система позволит избежать дублирования – открытия сразу нескольких дел. Подобная система уже несколько лет работает в Москве.
Однако в Нотариальной палате Петербурга напоминают, что новый порядок затронет только наследников зарегистрированных в Северной столице граждан, умерших с 1 января 2012 года. По ранее ушедшим из жизни наследодателям дела должны распределять по действующему «территориально-фамильному» принципу.
По данным статистики, ежегодно в городе на Неве уумирает около 65 тысяч человек, то есть в среднем на каждого нотариуса будет приходиться не менее двухсот дел.
Напомним, что установленная законом пошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство близким родственникам и детям составляет 0,3%, иным – 0,6% стоимости наследуемого имущества. Еще 600 рублей может взиматься за принятие мер по охране наследства. Однако на практике нотариусы навязывают клиентам так называемые «правовые и технические работы»: за выдачу свидетельства о праве на наследство на денежные вклады и пенсии дополнительно нужно заплатить 200 рублей, на акции и авторское право – 500 рублей, на автомобиль – тысячу, квартиру и иные объекты недвижимости – две. Работы по описи имущества оплачиваются по ставке тысяча рублей в час. Весной уходящего года Конституционный суд России признал такие поборы незаконными, но нотариальное сообщество принятое высшей инстанцией решение игнорирует.