Вчера на фестивале «Ученики мастера» представители участвующих в нем театральных академий собрались похвастаться друг перед другом методами и результатами своего образования. Убедительней всего выглядели литовцы и петербуржцы.
Не исключено, что причиной тому стало неучастие в общем смотре поляков – сыграв свой спектакль, студенты и преподаватели знаменитой Краковской академии тут же отправились восвояси. Студиозусы из Братиславы так заинтриговали всех спектаклем «Пицца “Четыре сыра”», который сегодня вечером покажут в «Приюте комедианта» (там, в частности, обещаны разговоры, подслушанные в дамской уборной, и что-то о влиянии гей-порно на мужскую дружбу), что, видимо, решили не тратить силы на пустяки и ограничились маленьким актерским тренингом (бегали по кругу) и показом фрагмента из своего «Живого трупа». Очищенный от психологических окрасок, формально-механистический актерский дуэт с витиеватой эротичной пластикой, с многозначительными жестами-рефренами был принят всеми за беседу Лизы Протасовой и Каренина, и ошибочно – то старая Каренина миловалась с князем Абрезковым. Финны прибыли прямо с корабля (то есть автобуса) на бал и в полной мере насладились пробками на границе. В результате их выступление ограничилось хоровым исполнением одной-единственной песни, впрочем, оно было таким слаженным и по-актерски заразительным, что лучшей рекламы их воскресному фестивальному показу в «Приюте» – музыкальному спектаклю «Сны» – не придумаешь.
А вот представители Литовской академии музыки и театра показывались долго и серьезно. Мастер курса маститый режиссер Йонас Вайткус рассказал, что этот курс готовится пополнить ряды Русского драматического театра Литвы, который без притока свежей актерской крови превращается в «пенсионат» (Вайткус породил, таким образом, прекрасный неологизм). Повседневным тренингом с ребятами занимается педагог Лайма Адомайтене. Тренинг в общем впечатлил – тут было много чудесных упражнений на ансамблевость, на актерскую ритмику, на спонтанную импровизацию и умение зафиксировать и восстановить спонтанно созданный образ. Особенно «запали в душу» два показа: в первом каждый из студентов представлялся, превращая простое называние своего имени в целый эксцентрический дивертисмент – кто-то метал свое имя в зал, как дискобол, а кто-то, напротив, выдавливал его вялым шепотом и брякался в обморок от усталости. Во втором показе актрисам надо было определиться, к какой из двух групп примкнуть (обе группки медоточиво звали к себе): вот только, согласно правилам игры, одна группа была настроена добротолюбиво, а другая замышляла злодеяния. Одна актриса правильно «расшифровала» товарищей: «Мы исполним все твои желания» – пообещали они. Другая сплоховала, и коварные друзья сказали, что продадут ее «на органы». Все эти упражнения были довольно простыми (перед нами – второкурсники), но зато они хорошо придуманы и добротно исполнены.
Всеобщий восторг вызвали этюды, показанные петербургскими студентами мастерской Анатолия Праудина. Педагог по речи Юрий Васильев и театровед Николай Песочинский представили уникальный проект, осуществленный к 100-летию русского футуризма. Студенты Праудина взяли стихи Хлебникова, Маяковского, Лившица, Крученых и дали этим непростым текстам сценическое воплощение, придумав к каждому стихотворению психологическую ситуацию и разыграв ее в экспрессивной манере, с изощренной пластикой и сложной речевой партитурой. Особенно здорово смотрелся парный номер «Русская рулетка» на стихи Бенедикта Лившица, убедительное высказывание о свойствах страсти. Несомненной удачей следует счесть и резкий, горький гиньоль «Великолепные нелепости» по мотивам стихотворения Маяковского – публицистический пафос стихов был запросто снят: их рассказали от имени… трупов жертв Первой мировой.
На сладкое был оставлен показ студентов Вениамина Фильштинского – одного из самых маститых педагогов нашей Театральной академии, многоопытного зубра театральной педагогики. Сам Вениамин Михайлович перед показом даже немного пошутил, что в зале сидит его ученик Вайткус, следовательно, сам он уже в мафусаиловых летах, но до чемпионата мира по футболу в России, впрочем, дожить обязан. Спектакль «Гамлет. Начало» прошел с большим успехом, однако автора настоящих строк во время просмотра не оставляло неприятное впечатление, что самые сильные стороны этого «Гамлета», вопреки теоретическим принципам Фильштинского, как раз не во внутреннем присвоении материала, а во внешней, сугубо внешней упаковке. Великолепная хореография Юрия Василькова, чудесный свет, отличное пространственное решение. Актерское мастерство новых выучеников Вениамина Михайловича как-то оказалось на втором плане – и это довольно неприятный симптом.
А в целом день оказался приятным, и весьма, а специально выписанная фестивалем переводчица в основном осталась без работы. Во-первых, Николай Песочинский переводил лучше, а во-вторых, в большинстве случаев все понимали друг друга без перевода. А это значит, что все по-разному учат, в сущности, один театральный язык.
Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»
«Ученики мастера»: Театральноязычная диаспора (фото)
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ