Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры «Ученики мастера»: Театральноязычная диаспора (фото)

«Ученики мастера»: Театральноязычная диаспора (фото)

455

Вчера на фестивале «Ученики мастера» представители участвующих в нем театральных академий собрались похвастаться друг перед другом методами и результатами своего образования. Убедительней всего выглядели литовцы и петербуржцы.

Не исключено, что причиной тому стало неучастие в общем смотре поляков – сыграв свой спектакль, студенты и преподаватели знаменитой Краковской академии тут же отправились восвояси. Студиозусы из Братиславы так заинтриговали всех спектаклем «Пицца “Четыре сыра”», который сегодня вечером покажут в «Приюте комедианта» (там, в частности, обещаны разговоры, подслушанные в дамской уборной, и что-то о влиянии гей-порно на мужскую дружбу), что, видимо, решили не тратить силы на пустяки и ограничились маленьким актерским тренингом (бегали по кругу) и показом фрагмента из своего «Живого трупа». Очищенный от психологических окрасок, формально-механистический актерский дуэт с витиеватой эротичной пластикой, с многозначительными жестами-рефренами был принят всеми за беседу Лизы Протасовой и Каренина, и ошибочно – то старая Каренина миловалась с князем Абрезковым. Финны прибыли прямо с корабля (то есть автобуса) на бал и в полной мере насладились пробками на границе. В результате их выступление ограничилось хоровым исполнением одной-единственной песни, впрочем, оно было таким слаженным и по-актерски заразительным, что лучшей рекламы их воскресному фестивальному показу в «Приюте» – музыкальному спектаклю «Сны» – не придумаешь.

А вот представители Литовской академии музыки и театра показывались долго и серьезно. Мастер курса маститый режиссер Йонас Вайткус рассказал, что этот курс готовится пополнить ряды Русского драматического театра Литвы, который без притока свежей актерской крови превращается в «пенсионат» (Вайткус породил, таким образом, прекрасный неологизм). Повседневным тренингом с ребятами занимается педагог Лайма Адомайтене. Тренинг в общем впечатлил – тут было много чудесных упражнений на ансамблевость, на актерскую ритмику, на спонтанную импровизацию и умение зафиксировать и восстановить спонтанно созданный образ. Особенно «запали в душу» два показа: в первом каждый из студентов представлялся, превращая простое называние своего имени в целый эксцентрический дивертисмент – кто-то метал свое имя в зал, как дискобол, а кто-то, напротив, выдавливал его вялым шепотом и брякался в обморок от усталости. Во втором показе актрисам надо было определиться, к какой из двух групп примкнуть (обе группки медоточиво звали к себе): вот только, согласно правилам игры, одна группа была настроена добротолюбиво, а другая замышляла злодеяния. Одна актриса правильно «расшифровала» товарищей: «Мы исполним все твои желания» – пообещали они. Другая сплоховала, и коварные друзья сказали, что продадут ее «на органы». Все эти упражнения были довольно простыми (перед нами – второкурсники), но зато они хорошо придуманы и добротно исполнены.

Всеобщий восторг вызвали этюды, показанные петербургскими студентами мастерской Анатолия Праудина. Педагог по речи Юрий Васильев и театровед Николай Песочинский представили уникальный проект, осуществленный к 100-летию русского футуризма. Студенты Праудина взяли стихи Хлебникова, Маяковского, Лившица, Крученых и дали этим непростым текстам сценическое воплощение, придумав к каждому стихотворению психологическую ситуацию и разыграв ее в экспрессивной манере, с изощренной пластикой и сложной речевой партитурой. Особенно здорово смотрелся парный номер «Русская рулетка» на стихи Бенедикта Лившица, убедительное высказывание о свойствах страсти. Несомненной удачей следует счесть и резкий, горький гиньоль «Великолепные нелепости» по мотивам стихотворения Маяковского – публицистический пафос стихов был запросто снят: их рассказали от имени… трупов жертв Первой мировой.

На сладкое был оставлен показ студентов Вениамина Фильштинского – одного из самых маститых педагогов нашей Театральной академии, многоопытного зубра театральной педагогики. Сам Вениамин Михайлович перед показом даже немного пошутил, что в зале сидит его ученик Вайткус, следовательно, сам он уже в мафусаиловых летах, но до чемпионата мира по футболу в России, впрочем, дожить обязан. Спектакль «Гамлет. Начало» прошел с большим успехом, однако автора настоящих строк во время просмотра не оставляло неприятное впечатление, что самые сильные стороны этого «Гамлета», вопреки теоретическим принципам Фильштинского, как раз не во внутреннем присвоении материала, а во внешней, сугубо внешней упаковке. Великолепная хореография Юрия Василькова, чудесный свет, отличное пространственное решение. Актерское мастерство новых выучеников Вениамина Михайловича как-то оказалось на втором плане – и это довольно неприятный симптом.

А в целом день оказался приятным, и весьма, а специально выписанная фестивалем переводчица в основном осталась без работы. Во-первых, Николай Песочинский переводил лучше, а во-вторых, в большинстве случаев все понимали друг друга без перевода. А это значит, что все по-разному учат, в сущности, один театральный язык.

Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

Студенты Анатолия Праудина показывают этюд "Зима"
Этюд "Великолепные нелепости" от мастерской Анатолия Праудина
Этюд "Великолепные нелепости" от мастерской Анатолия Праудина
Этюд "Великолепные нелепости" от мастерской Анатолия Праудина
Этюд "Любь" от мастерской Анатолия Праудина
Этюд "Любь" от мастерской Анатолия Праудина
Студенты из Литвы готовятся к показу. Справа - театровед Николай Песочинский
Выступает Йонас Вайткус
Литовские студенты
Фрагмент тренинга студентов мастерской Йонаса Вайткуса
Сцена из спектакля "Гамлет. Начало" мастерской Вениамина Фильштинского
Финские студенты готовятся приветствовать Россию песней
1 из 12
Студенты Анатолия Праудина показывают этюд "Зима"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34