После недавно закончившихся всенародных торжеств по случаю Дня Защитника Отечества говорить о проблемах с патриотизмом в нашей стране сложно. Но можно. И нужно.
Может быть, я чего-то не понимаю, но мне кажется, что выражение настоящего патриотизма не обязательно должно выглядеть как массовые поздравления всем гуманоидам мужского пола – притом, что в большинстве своем эти гуманоиды – абсолютно гражданские лица.
Ав чем же тогда заключается патриотизм и как он должен выражаться?
Интересный разговор на эту тему прошел недавно в Балтийской Медиа-группе в ходе нового телевизионного проекта «Губернаторский клуб». В частности, собравшимся продемонстрировали данные социологического опроса, целью которого было измерение «уровня патриотизма» наших сограждан. Критерий определения степени патриотичности мне показался довольно оригинальным: в частности, респондентам предлагалось ответить на следующий вопрос: «Считаете ли вы, что Советский Союз победил бы гитлеровскую Германию и без помощи союзников?» Тех, кто отвечал положительно – зачислили в патриоты.
Мне такая логика показалась несколько странной. И дело не в том, что я не горжусь нашей Великой Победой. Горжусь, и еще как! Оба моих деда – офицеры Великой Отечественной. И Георгиевская ленточка у меня в машине – это память и о них тоже. И не стал я ее отвязывать, когда прошлые майские праздники закончились. Дело не в этом.
Просто мне кажется, что, во-первых, история не знает сослагательного наклонения. А во-вторых… По этой логике получается, что патриот-англичанин, это тот, кто считает, будто русские взяли Берлин случайно. И что русские никогда бы Берлин не взяли без помощи союзников. Так легко загнать самих себя в угол.
И еще. Да, память о нашей Великой Победе – свята! Да. Но нельзя только на этой основе развивать патриотизм россиян. Нужно жить не только прошлыми заслугами, но и днем сегодняшним. И вот с этим сегодняшним днем все оказывается очень и очень непросто.
Были попытки «запустить патриотическую волну» через тему спорта. Некоторые даже пытались увидеть в спорте, (в футболе, например) объединяющую всех национальную идею. И?.. Где тот футбол? И где те олимпийские победы? Через национальное унижение выходить на патриотическую волну – дело рискованное… В Германии, кстати, так однажды уже попробовали. Там, правда, унижение-то посерьезнее было, чем наши спортивные неудачи, но все-таки…
Я глубоко убежден, что в нынешней российской реалии патриотические ставки на спортсменов не сработают. Потому что сами спортивные звезды давно превратились из бескорыстных героев, бьющихся за флаг родной страны в гламурных миллионеров, в персонажей светской хроники и постоянных участников бесконечной звездной тусовки, от которой многих нормальных людей уже просто тошнит.
Мне кажется, что в свое время американцы нашли очень верный путь. Они начали делать массовые патриотические прививки стране через Голливуд и телевидение.
К американцам можно относиться по-разному, но в том, что они в массе своей невероятные патриоты – мало кто усомнится.
Казалось бы – а чего сложного-то! Снимай себе патриотические фильмы и сериалы, да и показывай их.
А оказывается, это не очень просто. У нас разучились делать хорошие и талантливые патриотические фильмы и сериалы. У нас умеют снять «Кандагар» и сказать, что это патриотическое кино, хотя таковое заявление – просто подмена понятий.
А почему же у нас не очень-то получается? Да, в основном, потому, что патриотическая тема, заложенная в фильме, «сработает» только в том случае, если фильм по-настоящему интересный и талантливый, если он берет за живое, если о нем хочется вспоминать, если его захочется посмотреть еще раз.
Я тут недавно начал смотреть интересный американский сериал «24». Это патриотический сериал о работе одной американской спецслужбы, которая борется с террористами разных мастей. В процессе просмотра мне стало очень грустно. Чем больше я смотрел, тем четче понимал, что у нас что-либо подобное вряд ли появится на экранах в ближайшее время.
И дело не в отменном «техническом качестве», не в бюджете и даже не в интересной базовой идее сериала.
Там один из главных героев – сначала кандидат в президенты США, а потом он становится президентом. Так вот – он негр. И у него есть жена – тоже негритянка. Дело не в том, что в нашем российском сериале не может быть Президента России, у которого жена негритянка. Дело в том, что американский вымышленный президент – он герой положительный. Настоящий патриот, и вообще, классный парень. А вот жена у него – ну конченая стерва, погрязшая в интригах и блуднях. Настолько погрязшая, что президент разводится с ней, а сама она впоследствии бесславно погибает.
Вот интересно, если бы подобный сценарий, только про Россию, прочитал бы один из руководителей наших федеральных каналов, - чтобы он сказал? Или его сразу «кондратий хватил» бы?
А вот американцы почему-то не боятся так «шалить» - и добиваются результата. Мне, конечно, могут возразить – не надо все сводить только к жене-негритянке! Да согласен я, конечно не надо… Можно и еще проще… Пару дней назад я смотрел ночью все тот же «24», уже задремывать стал, - и тут меня словно подбросило – серия очередная закончилась, но вместо обычных титров на экране вдруг возникла фотография какого-то мужика, сидящего в вертолете. Я присмотрелся – это было лицо не из сериала. И тут возникли титры на английском языке, которые мне все и объяснили. А написано на этой фотографии было следующее: «Эта серия посвящается памяти подполковника Дэйва Грина из 775-ой Легкой Морской Вертолетно-Штурмовой эскадрильи. Его жертва, как и жертвы всех наших военных – мужчин и женщин – никогда не будет забыта».
Вот так. Просто и без связи с женой президента. А у нас вы видели что-либо подобное? Или кто-то мешает? Или кто-то не так поймет?
И еще пару слов. Я люблю свою страну. Я хочу, чтобы она выигрывала и побеждала. Но при этом я точно знаю – чем больше хороших патриотических американских фильмов будет идти на наших экранах на фоне отечественных депрессивных сериалов – тем больше сложностей возникнет в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. Это поколение прагматиков, оно умеет сравнивать.
И вот только не надо понимать меня извращенно – я не за то, чтобы запретить показ хороших американских фильмов. Я говорю о том, что наших хороших и патриотических (по-настоящему) фильмов должно быть на экранах больше в разы! И не старых, а новых!
Потому что Штирлица молодежь уже не очень-то воспринимает, как ты его не раскрашивай. А цветного нового молодого чекиста Исаева воспринимать сейчас позитивно трудно всем поколениям – хотя бы потому, что он борется за идею, которая, как мы знаем, потерпела сокрушительное поражение.
Баюкать себя тем, что у нас с патриотизмом и патриотическим воспитанием все более-менее в порядке, можно. Проблема от этого, к сожалению, никуда не денется.
С патриотическим приветом Андрей Константинов, генеральный директор АЖУРа