Кризисный 2009 год стал очевидным кошмаром для отечественного автомобильного рынка.По сравнению с прошлым годом количество покупаемых в стране новых легковых автомобилей сократилось ровно в два раза. Если быть более точными, то данные продаж за 11 месяцев 2009 года Комитета Автопроизводителей АЕБ свидетельствуют о падении рынка на 50% - с 2 689 241 проданных автомобилей за 11 месяцев 2008 года до 1 337 792 автомобилей за аналогичный период в этом году, передают Autonews.
Резкий спад коснулся почти всех компаний. Особенно не сладко пришлось японским производителям - из-за очень высокого курса иены по сравнению с долларом и европейской валютой. не говоря уж о рухнувшем год назад рубле, японским производителям пришлось существенно поднимать цены на свою продукцию. В результате снижение продаж в 2009 году у Honda, Toyota и Mitsubishi составили 72%, 64% и 63% соответственно. Для Toyota это стоило двух мест в рейтинге самых успешных в россии марок автомобилей и теперь она только 6-ая, Mitsubishi опустилась на 3 места и стала 11-ой, а Honda с 13-го места ушла на 19-ое. Лучше дела у ругих японских производителей Nissan, Subaru и Mazda, но и их показатели по 2009 году ниже среднерыночного - снижение составило 56%, 57% и 59% соответственно. В когорте лидеров рынка из первой 20-ки нелегко также пришлось Opel (снижение 64%) и Hyundai (-64%).
Возможно, на продажи Opel повлияло и неопределенность будущего марки - практически пол года компания жила под прессом предстоящей смены владельца. Таким же образом не сладко пришлось и другим производителям, которым грозили в этом году банкротсво и продажа. Volvo и Saab, не смотря на относительно стабильное положение премиум-марок к которым они относятся, испытали на себе значительное падение продаж - на 66% и 71% соответственно. Плохое положение дел с продажами у американского Chrysler - если брать все три американских марки. принадлежащие к Chrysler Group, то падение продаж за 11 месяцев 2009 года составило для них 86%. Исключение лишь одно - Hummer. Хоть американцы и продали эту марку китайцам, но пока все дела по ней ведут сами - сборка в Калининграде и снижение цен привели к росту продаж огромных внедорожников на 74%. Еще одной компанией, которой удалось в кризисный год показать выдающийся результат - это Citroen (рост 6%). Citroen обогнал в это году Mercedes-Benz, Subaru, Land Rover и еще несколько компаний и поднялся в табели о рангах на российском рынке с 31-го на 23-е место.
Практически не почувствовали на себе кризиса продажи большой немецкой тройки BMW (-13%), Audi(-12%), Mercedes-Benz(-29%). Они теперь возглавили премиум-класс скинув с пьедестала Volvo и Land Rover. За счет перевода почти всего модельного ряда Volkswagen на завод в Калугу и ухода тем самым от высоких таможенных пошлин, немцам удалось удержать цены на свои автомобили, а значит и продажи. VW за 11 месяцев 2009 года продал 36 с половиной тысяч автомобилей и поднялся с 17-го на 12-ое место. Падение продаж VW составило всего 19% - один из лучших показателей этого кризисного года. Среди лидеров не плохо себя чувствуют KIA (-26%), компания вообще провела очень активный для себя год в России, выпустив на рынок сразу несколько новых моделей, Renault (-34%) и Skoda (-34%), FIAT (-35%).
Поддерживаемый государством АвтоВАЗ удержал падение продаж на среднерыночном уровне - минус 45%. ГАЗ и ИЖ потеряли значительно больше. Появились в России и три новые марки автомобилей, которые с первого года вышли на неплохой уровень продаж. Это марки Tagaz и Vortex из Таганрога - здесь раньше работали на Hyundai, а теперь делают лицензионные и собственные модели, а также Chance - украинские автомобили.
Тенденциями ноября стали рост продаж нескольких компаний, которые могут помочь им к концу года подняться в рейтинге. Так KIA претендует на то, чтобы по итогам года обогнать Toyota и забраться на выдающееся для себя 6-ое место. В Ноябре KIA продала 7218 автомобилей, уступив по этому показателю только Hyundai и Lada. Если не считать гиганта Lada, то ноябрь 2009 можно назвать корейским. Вслед за корейскими продажами идут показатели Chevrolet и Renault. Отлично в этом месяце продавались автомобили Suzuki и BMW. По отношению к прошлому ноябрю рост их продаж составил +38% и +21% соответственно.
В ноябре выросли продажи еще у нескольких премиум-брендов Mercedes-Benz, MINI, Porsche, Cadillac - похоже дела у Российского бизнеса пошли на лад, раз россияне снова начали покупать дорогие автомобили. Чего не скажешь о более доступных. Упали продажи Honda (-85%), Opel (-78%), Toyota (69%), Mazda (-68%), Ford(-66%) и Chevrolet(-61%). А еще не очень идут дела у АвтоВАЗа (-56%). В целом. результаты ноября не очень хороши и остается надеяться на традиционный всплеск продаж в декабре. В последний месяц года всегда активизируются и покупатели и продавцы.
Среди моделей легковых автомобилей лидеры все те же - это четыре семейства Lada, а также Ford Focus, Chevrolet Lacetti и Renault Logan. Только очередность в рейтинге иномарок теперь другая. Продажи упали у всех моделей но лидером стал московский Logan. за ним идет питерский Ford и замыкает тройку калининградский Lacetti. Более того, продажи Loganидут так успешно, что в ноябре они выросли по сравнению с ноябрем прошлого года и Logan по продажам ноября 2009 года обогнал даже Lada Kalina и, чудо, классические Жигули ВАЗ-2105/07. Надеемся, что 30-летняя модель ВАЗ-2105 (старт продаж - 1980 год) наконец-то доживает свой конвейерный век.
В Ноябре прошлого года было продано более 23 000 классики, что в 2,5 раза больше ближайшего конкурента. В ноябре 2008 ситуация другая - всего 4860 проданных автомобиля самой старой модели российского рынка. Хотя есть еще Lada 4x4, бывшая наша Нива - разработка начала 70-х, последний рестайлинг 2009 года. Так вот продажи Lada 4x4 растут как по результатам 11-ти месяцев 2009 года (+6%) так и по результатам ноября (+43%). Еще одной сенсацией года стали продажи паркетника KIA Sportage - они выросли почти в 2 раза. Теперь KIA Sportage занимает 3-е место среди паркетников, которые занимают места с 21-го по 25-ое в списке самых продаваемых моделей автомобилей. Лидером сегмента по-прежнему остается Nissan Qashqai.
Лидером продаж A-класса остается Daewoo Matiz. В B-классе продажи Hyundai Getz по-прежнему лучше всех. Вторым идет Chevrolet Aveo. Если не считать показатели For Focus, Chevrolet Lacetti, Daewoo Nexia и Chevrolet Lanos, которые на нашем рынке скорее попадают в сегмент "LowCost" (так называемые народные автомобили), то в С-классе, несмотря на существенное падение продаж, лидирует Opel Astra. Затем идут KIA Ceed, Toyota Corolla, Mitsubishi Lancer X и Mazda3. Но к концу года KIA Ceed вполне может отобрать лидерство у Astra, если декабрь повторит ситуацию ноября, когда благодаря активности KIA, продажи Ceed шли просто замечательно.