Вчера 43-летний хулиган-романтик Фредерик Бегбедер прибыл в Питер, чтобы в белую ночь сыграть в одном из клубов сет в качестве ди-джея. А вечером автор «99 франков», заглянув в книжный клуб на Восстания, чтобы встретиться с читателями, подписать книжки, был поражен случившемуся ажиотажу! Девушки, встречавшие ФБ, в итоге чуть не передавили друг друга в борьбе за автограф…
В самом Фредерике в этот вечер боролись два чувства. С одной стороны, он явно был подавлен новостью о внезапной кончине своего любимого певца Майкла Джексона. С другой, вдохновлен столь горячим приемом, что устроил ему Питер (кстати, в наш город он часто приезжает инкогнито). «Буквоед на Восстания» видел всякое, но такой давки, как на ФБ, не случалось даже встречах с Бернаром Вербером и Евгением Гришковцом. Девчонки-фанатки падали в обморок от духоты и жары, но жадно ловили каждое слово идола, который, в отличие от того же Вербера, не стал пускаться в философские дебри о добре и зле, а отвечал на вопросы, прикалываясь…
- Фредерик, как Вы себя чувствуете – после вчерашнего?
- Слушайте, да у вас тут просто сауна! Такая духота… А что было вчера? Ночью я выступал как ди-джей в одном из московских клубов, узнал, что умер Майкл Джексон, ужасно расстроился, играл только его песни. Мне безумно жаль, что Майкл уже никогда так и не расскажет, почему Билли Джин – не его любовница…
…На это разгоряченный зал молоденьких девчонок, для которых 50-летний Майкл Джексон - пустой звук, попросту… заржал. Но Фредерик, нисколько не смутившись, предложил: «А хотите, я сейчас напою вам песню из раннего Майкла, когда он еще играл в группе «Джексон Файв?» Идея была принята с восторгом. Высоченный писатель привстал, взял микрофон и весьма ладно проголосил несколько фраз из лирической баллады своего кумира. В зале опять – ни тени грусти, сплошной восторг и визжанье… А тут еще ведущий вечера, явно начитавшись в желтой прессе об алкогольных и наркотических подвигах Бегбедера, потрафив толпе, задал странный для встречи в книжном клубе вопросик: «Скажите честно, Вы вчера выпивали?»
Гость неожиданно выпалил по-русски: «Нет!»
- Ну, а тогда, Фредерик, как Вы относитесь к наркотикам?
- Да! – опять по-русски заявил Бегбедер. И перешел на французский. – Я шпион: все вижу, все слышу, записываю. Писатель и должен быть таким. Но это мне тоже надоедает. Я так много уже написал о той жизни, что меня окружает, что теперь, в следующей книге, хочу отправиться в путешествие в прошлое. Меня часто путали с героями моих книг, но, конечно, я другой. Теперь напишу книгу под названием «Французский роман», и героя назову Фредериком. Отправлюсь в свое личное прошлое – напишу о своем детстве, сделав это в стиле великого Марселя Пруста, чьим творчеством я всегда восхищался. Мне хочется понять, откуда я, что меня сформировало. Дискотеки, кокаин, проститутки – это уже описано, а новая книжка будет спокойная, про мое детство, про далекие уже 70-е. Наверное, я стал стареть, раз меня тянет в прошлое…
- Каким же ребенком Вы были?
- Очень умным. Очень одиноким. Хорошо учился в школе. Совсем не пользовался успехом у девушек. Поэтому много читал, чтобы с помощью книг уходить от реального мира. Книги меня спасли. Надеюсь, мои книги сегодня также помогают молодым. Я и сегодня, когда пишу, путешествую из одного мира в другой, «ухожу из себя», а потом «захожу обратно». Да и сейчас я - словно человек, находящийся в коме…
- Так вы сегодня что-нибудь уже «употребляли»? – не унимался нагловатый ведущий.
- А вы из полиции?! Нет, нет, нет, - опять прибавил ФБ по-русски. – Только кока-колу!
Но девичью аудиторию больше всего волновал вопрос: «Что вам нравится в русских девушках?»
- В вас, девушки, мне нравится... ваши мозги. Нравится то, что вы любите читать. Причем не только Бегбедера, но и Булгакова, Толстого.
- А это действительно Ваше тело? – вопрошала блондинка, демонстрируя постер, на котором ФБ снят с обнаженным торсом.
- Мое, а чьё же?! – удивился Фредерик.
Но все-таки разговор зашел и о творчестве, о кино, о том, что действительно волнует Бегбедера. Про фильм «99 франков» он сказал, что хотя и стал соавтором сценария, но прекрасно понимает, что в кино невозможно передать всего, что написано в романе. И вообще комедии – это все, конечно, здорово, но его больше заботят вопросы экологии, защиты природы. Нынче он сочувствует «зеленым». Наш гость многое в жизни попробовал, даже политикой занимался, но политикам приходится решать какие-то конкретные вопросы, а ему больше нравится писать, ставить эти вопросы глобально, но вовсе не предлагать какие-то решения, «ни за что не отвечать»…
- Ну хватит уже болтать! Давай перейдем к автографам! – застонали девчонки с последних рядов. Но их мечтам не суждено было сбыться. Толпа как рванула, что смела стулья и устроила такую давку, что в этой ситуации благоразумно было вывести писателя с охраной через потайной вход, чем продолжать безумие. Ему же еще ночью предстояло сыграть сет памяти Майкла Джексона в одном из питерских модных клубов («Я так жалею, что не научился играть на музыкальных инструментах, и работа ди-джеем в какой-то степени компенсирует мой горячий интерес к музыке, мое желание общаться с публикой с помощью музыки»). На прощанье устроители встречи с читателями, сами не ожидавшие такого наплыва, пообещали, что непременно привезут снова в наш город Фредерика и устроят еще одну встречу… Кто б возражал! Но, может быть, все-таки лучше поискать для встреч с поп-идолами другие места – тот же Ледовый?
Михаил Антонов, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего