Объемы поставок иномарок через Петербург в январе упали как минимум в три раза. В итоге невостребованными стали недавно построенные в портах Петербурга и Усть-Луги пять терминалов суммарной мощностью почти 800 тысяч иномарок в год. Если брать их перспективную полную мощность, то только одна Усть-Луга хотела переваливать до 360 тысяч иномарок.
«В августе прошлого года мы грузили примерно 30 тысяч автомобилей, а в январе этого прошло порядка 7 тысяч», - говорит Елена Жданова, PR-директор крупнейшего поставщика, компании «Российские транспортные линии» (РТЛ).
В 2008 году РТЛ перегрузила через три площадки, принадлежащие группе OMG (терминал «Онега»), ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» (Третья стивидорная компания) и Рыбный порт 180 тысяч автомобилей. Еще около 50 тысяч иномарок прошло через причалы «Петролеспорта», с которым работает крупнейший в России дилер «Рольф». «Если в 2009 году падение грузов только по порту Санкт-Петербург составит 50 процентов - это очень хороший прогноз, - говорит Елена Жданова. - Помимо провала платежеспособного спроса, недоступности кредитов, девальвации и повышения пошлин, причина краха рынка еще и в том, что у поставщиков просто нет объемов на Россию из-за отсутствия возможности дешевого хранения автомобилей под таможенным контролем. Хранить в России дорого, а лишних денег нет ни у кого».
В Лужской губе РТЛ построила терминал мощностью перевалки до 120 тысяч автомобилей с возможностью расширения в несколько раз. «Однако срок ввода перенесен, автомобили через него начнут перегружать, скорее всего, в конце года - нет рынка», - говорит Жданова.
«Петролеспорт» в прошлом году обещал, что «Рольф» в 2009 году завезет через этот терминал до 200 тысяч автомобилей. Участники рынка уже не верят в такие объемы. «Мы ввозим в Россию считанные десятки автомобилей, заводы по всему миру сокращают производства и останавливают конвейеры - непонятно, кому нужны такие мощности портов в Питере и окрестностях», - говорит менеджер крупного иностранного автопроизводителя. По данным РТЛ, в портах Европы ждут своего часа до 300 тысяч автомобилей, предназначенных России, но никому в ней пока не нужных.
Впрочем, не все оценивают ситуацию столь пессимистично. По данным президента группы OMG Виталия Архангельского, принадлежащий этой группе терминал «Онега» работает сейчас выше мощности. «Мы видим тенденцию к увеличению импорта иномарок, и поэтому планируем ввести новые территории для хранения», - говорит он. Архангельский говорит, что построенные в Петербурге и окрестностях новые автотерминалы будут «более чем востребованы». Он считает, что это - шанс отобрать часть доходов у Финляндии, весомая доля в ВВП которой образуется за счет импорта автомобилей в Россию.
«Порт Котка без боя не сдастся, и надо дождаться, кто выиграет конкуренцию за оставшиеся объемы - Котка, Питер или Ленобласть», - говорит глава исследовательского агентства InfraNewsАлексей Безбородов. Он считает, что конкуренция между терминалами будет жесточайшей, а выиграют в ней те, кто близок к автологистам - особенно к таким крупным, как РТЛ или «Рольф». «Главное на сегодня даже не цены, а вменяемость и гибкость», - замечает он.
Полный текст статьи вы можете прочитать на сайте журнала "Город 812"