Беспрецедентное решение вынес 10 февраля Федеральный суд Курортного района Петербурга — он отказал в праве собственности на земельный участок в поселке Солнечное бывшему губернатору Ленинградской области Александру Белякову.
За 11 га элитных угодий Александр Семенович и его сын Олег Александрович бьются с завидным упорством в течение 17 лет. Уже бывший губернатор (в 90-е он именовался главой администрации) Ленинградской области, бывший же сенатор и депутат Государственной Думы, а ныне заместитель председателя правления Россельхозбанка Александр Беляков совместно с сыном, которого в официальных биографиях его отца называют «фермером», борются за небольшую часть «фермерской империи» - участок в Солнечном с рыночной стоимостью в миллиард. Однако не так давно они оказались в несколько пассивной роли «отбивающихся», представ перед Курортным федеральным судом в качестве ответчиков по иску Комитета по управлению городским имуществом Петербурга. Опрокинуть натиск барышни-юриста КУГИ им, решившим обойтись без защитника, не удалось. Судья Анна Прокофьева лишила их обоих права собственности на землю, признала ничтожной сделку купли-продажи между родственниками и определила: земля принадлежит городу.
Началась эта эпопея в 1992 году, когда Олег Беляков решением главы администрации Сестрорецкого района Петербурга безвозмездно получил в собственность не менее 11 гектаров земли сельскохозяйственного назначения в поселке Солнечное на улице Лесной д.3а, 3а-5а, якобы под создание фермерского хозяйства. Коллега его отца — главы администрации Ленинградской области — не взял с него ни копейки за огромный участок в перспективном районе. Господин Васютинский 23 апреля 1992 года подписал соответствующее Распоряжение за номером 316 (8). Однако буквально через две недели решением Малого Совета Сестрорецкого районного Совета народных депутатов распоряжение признано незаконным. Еще меньше чем через месяц свое «нет» этому документу сказал и бывший мэр Северной столицы Анатолий Собчак. 20 июня того же года Арбитражный суд Петербурга и области, также признав документ незаконным, казалось бы, поставил в этой истории точку.
Основанием для всех этих отказов стало то, что распоряжаться землями подобным образом по действовавшему тогда законодательству могли только Советы народных депутатов, а решения должны были, кроме всего прочего, публиковаться в СМИ. Обо вем этом Белякова-сына уведомил инспектор по использованию и охране земель, потребовав устранить нарушения земельного законодательства и освободить незаконно занимаемый участок.
В 1996 году на арене событий появился АООТ «Фольгопрокатный завод» (впоследствии реорганизованный в ОАО), у него в аренде находился соседний участок, и он фактически претендовал и на спорную землю. Завод совместно с прокуратурой в очередной раз инициировали очередную проверку: почему, несмотря на отмену распоряжения главы администрации Сестрорецка, земли все также фактически находятся под управлением Белякова. И вновь уже Управлением государственного контроля по использованию и охране земель было определено: документ 316(8) не имеет силы, а значит, и все последовавшие за ним бумаги. Затем это же подтвердил и Арбитражный суд своим решением, вступившим в силу 20 июня того же года. Представители завода пояснили суть своих притязаний — участком в Солнечном предприятие начало пользоваться еще с 1949 года и делало это добросовестно. В 1997 году КУГИ в лице начальника Курортного районного агентства заключил с ними договор аренды на этот земельный участок.
Неутомимый в своей борьбе Олег Беляков в 2000 году снова заявил свои права на землю и даже обратился в суд с исковым требованием о признании договора «КУГИ-Завод» недействительным. Дело прекратили по его же просьбе — КУГИ в одностороннем порядке неожиданно расторгло договор с ОАО. Кроме того Беляков-младший подал обращение в Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга, приложив все то же 316-е распоряжение, но специалист комитета, проводившая проверку юридической истории участка, отказала в оформлении по все тем же основаниям - незаконности самого первого документа.
В 2006 году спорный участок захотела взять в аренду компания ООО «Вулкан». Правительство города вынесло Постановление о проведении на нем изыскательских работ. Впрочем, адрес назывался несколько иной: поселок Солнечное, улица Мира, участок 2. На местности это оказался все тот же кусок земли, за который так бьется Олег Беляков. При этом, по имеющейся информации, выяснилось, что межевание и учет участка уже проведены. И по документам он числится городской собственностью. Пока «Вулкан» только занимался бумагами, некая компания ООО «Альфа-Марион» по запросу КУГИ летом 2007 года проводит его межевание. Из-за межевания соседних участков спорная площадь оказывается уже несколько меньшей - 77 тысяч квадратных метров. В Акте приемки проекта межевания от 18 июня 2007 года ее пользователем значится КУГИ города.
Загадочным образом 12 октября 2007 года Олег Беляков становится владельцем вожделенной земли и в ноябре того же года продает ее своему же отцу, на тот момент уже прекратившему государственную службу (Александр Семенович успел посидеть и в сенаторском кресле, и госдумовском, и побыл на посту замминистра, последним его пристанищем на государственном поприще стала должность аудитора Счетной палаты) и числящемуся заместителем председателя Россельхозбанка. Сумма сделки — 66 миллионов 500 тысяч рублей. Через поручителя оплачивается 400 рублей госпошлины за регистрацию прав. Рассчеты между сторонами сделки, как следует из договора, «произведены до подписания», равно как и передача участка. 15 декабря в Управлении Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александр Семенович Беляков получает документ за номером 78-АГ 265574, дающий ему право собственности, подписанный регистратором Боровицкой.
В конце 2008 года КУГИ Петербурга обратилось в Федеральный суд по Курортному району с иском о признании недействительным права собственности как Белякова-сына, так и Белякова-отца, а равно признании ничтожной сделки купли-продажи между ними. После четырех заседаний 10 февраля председательствующая судья Анна Прокофьева вынесла свое решение: иск КУГИ к Беляковым удовлетворить в полном объеме, отменить право собственности за землю Олега Александровича Белякова и Александра Семеновича Белякова. Собственником участка признан город. Чем именно руководствовалась судья — станет ясно в начале будущей недели, когда стороны получат мотивировочную часть.
Под итог нашей былины нужно вставить несколько ремарок.
Ремарка первая. На последнее заседание суда по собственной инициативе явилась представительница администрации Курортного района, которая сказала лаконичную, но крайне важную фразу: «исковое заявление КУГИ поддерживаем». В итоге создан абсолютный прецедент: не известно, какой шлейф проверок потянет за собой нынешнее решение. Даже представить сложно — на сколько «лакомых», но незаконных, кусочков нарезан «пирог» Курортного района.
Ремарка вторая. Отец и сын Беляковы вполне вероятно могут стать ответчиками в другом процессе. Дело в их упорстве и рвении заполучить земельный участок, но главное в том, что в конце концов в регистрационной палате в графу «владелец» таки внесли сперва имя Олега Белякова, а затем — Александра Белякова. На каком основании? Этот вопрос отчего-то не возник в ходе последнего разбирательства в Курортном суде, но, возможно, на это обратят внимание в суде высшей инстанции.
Ремарка последняя. В этой истории рано ставить точку. Уходя из зала заседания, оба Беляковых въедливо спросили у судьи, когда им ждать мотивировочной части, услышав в ответ «позвоните в начале будущей недели», приуныли — на обжалование у них всего десять дней. Думается, что разбираться в этом непростом деле Горсуду все-таки придется: упорство родственников в достижении своей цели велико.
Ксения Потеева,
Фонтанка.ру
Экс-губернатора Ленобласти оставили без миллиарда
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ