Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Палестина и Израиль — хронология конфликта

Палестина и Израиль — хронология конфликта

5 796
Фото ©AFP

Глава МИД Израиля Ципи Ливни заявила сегодня, что жители сектора Газа могут не рассчитывать на нормализацию экономической ситуации, включая снятие пограничной блокады, до тех пор пока у власти там остается движение ХАМАС. Конфликт, однако, уже не ограничивается только территорией палестинского анклава — сегодня Израиль подвергся ракетному обстрелу со стороны Ливана. В российском обществе, и особенно в интернете, арабо-израильский конфликт, как всегда, обсуждается необычайно бурно. В тени родных берез оппоненты высказывают безапелляционные мнения, которые были бы более уместны под сенью ливанских кедров. В истинных причинах ближневосточных проблем разбирался корреспондент «Фонтанки».

Арабо-израильский конфликт, как мы его знаем, начался не год и не два назад. Однако точная дата, с которой можно отсчитывать хронологию, существует. Это 29 ноября 1947 года, когда Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию №181 о разделе Палестины на два государства — еврейское и арабское.

С конца Первой мировой войны эта территория находилась под Британским мандатом. Англичане поддерживали там определенный порядок, который, грубо говоря, сводился к тому, что в ответ на протесты арабов против еврейской иммиграции вводились квоты на число приезжих. Тем не менее, количество приезжих росло, и положение в регионе становилось все сложнее. Великобритания и решила передать судьбу Палестины на усмотрение ООН.

Момент был выбран точно — буквально пара лет, и о создании государства Израиль, скорее всего, не могло бы быть и речи. Еще в марте 1946 года Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую Фултонскую речь, с которой принято отсчитывать начало Холодной войны. После Второй мировой позиции Великобритании в мире ослабли, и Ближний Восток делили между собой новые сверхдержавы — Советский Союз и США. Здесь будущие противники оказались неожиданно единодушны.

Президент Гарри Трумен в 1946 году объяснял собственному Госдепартаменту свою позицию так: «Прошу простить меня, джентльмены, но мне надо принимать в расчет сотни тысяч тех, кто стоит за успех сионизма. Среди моих избирателей нет сотен тысяч арабов».

Советское руководство тоже могло рассчитывать на то, что Израиль станет «красным» форпостом на Ближнем Востоке — среди переселенцев было много выходцев из России, которые зачастую придерживались весьма левых убеждений. Наконец, в своих воспоминаниях генерал НКВД Павел Судоплатов указывает и на другие мотивы Иосифа Сталина, приводя следующие его слова: «Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет шило в заднице для арабских государств, и тогда они станут искать союза с нами».

Сказано это было чуть ли не накануне рассмотрения в ООН резолюции по Палестине, и, стоит отметить, примерно так события в дальнейшем и развивались — очень быстро выяснилось, что Израиль действовать в русле советской линии не готов, зато дружба СССР с Сирией, Египтом, Ливией и другими ближневосточными режимами постепенно расширялась.

Резолюция ООН от 29 ноября 1947 года предписывала примерно равный раздел Палестины между евреями и арабами. Обе стороны получали по три анклава, расположенных в шахматном порядке, при этом Иерусалим и Вифлеем как места, важные для трех конфессий — иудеев, мусульман и христиан, — должны были остаться под международным контролем. За это решение проголосовали 33 страны, включая США и СССР, 13 были «против», а 10, в том числе Великобритания, воздержались. Стоит отметить, что ряд радикальных еврейских общественных организаций, действовавших в Палестине, не поддержали это решение, а Лига арабских государств и вовсе выступила резко против него.

Однако 14 мая 1948 года, за один день до окончания британского мандата на Палестину, Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, провозгласил декларацию о создании еврейского государства. Уже на следующий день Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Иордания атаковали новую страну. Израиль выстоял, а под контролем Иордании и Египта оказались, соответственно, Западный берег Иордана и сектор Газа. Это примерно те территории, на которых, по резолюции ООН, и должно было быть создано государство арабов Палестины.

Сам Давид Бен-Гурион еще тогда не строил особых иллюзий о легитимности государства Израиль с точки зрения международного права. В 1950 году он так напутствовал израильских дипломатов: «Когда государство было провозглашено, перед ним встали три проблемы: проблема границ, проблема беженцев и проблема Иерусалима. Ни одна из них не была и не будет решена путем убеждения. Их решению может способствовать только признание необратимости политических изменений. […] Мы захватили Беэр-Шеву вопреки мнению ООН и Совета Безопасности. То же самое относится к Яффо, Лоду, Рамле и Западной Галилее. Проблема беженцев также будет решена силой фактов, а именно — нашим отказом разрешить им вернуться. В этом вопросе объяснить справедливость нашей позиции труднее всего. В решении этих трёх проблем создание необратимой политической реальности превалирует над политикой убеждения». Необратимая политическая реальность не создана вот уже 60 лет.

Стоит отметить, что потенциал для развития государственности у евреев и арабов Палестины был достаточно разный. Книга основоположника сионизма Теодора Герцля «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» была опубликована еще в 1896 году, и с тех пор над этим вопросом поработало немало светлых голов. В то же время, арабы Палестины, мало еще вкусившие от плодов европейской цивилизации, после Второй мировой войны жили в тяжелых условиях своей пустынной земли и о государственности не помышляли.

Однако чуть менее двадцати лет спустя эта проблема стала вполне актуальной. В 1964 году была создана Организация освобождения Палестины (ООП). А спустя три года в результате Шестидневной войны Израиль получил контроль над Газой, Западным берегом Иордана и восточным Иерусалимом с его святынями. Именно в связи с этим ООП начинает разворачивать широкую — в том числе террористическую — деятельность.

Перед самым началом войны известная израильская поэтесса Наоми Шемер написала песню «Иерушалаим шель заахав» — «Золотой Иерусалим». На фоне побед израильской армии она сразу стала неформальным гимном страны, символизирующим конец вековых унижений еврейского народа. Позже песню в фильме «Список Шиндлера» использовал Стивен Спилберг, а также она стала официальным гимном празднования 60-летия Израиля.

Как ни странно, но мотивы палестинцев удивительно созвучны интонациям этой песни — речь всё опять же о преодолении национального унижения и возвращении гордости. На одном из своих сайтов адепты независимой Палестины пишут так: «Мы были одной из самых презираемых и ругаемых наций в нашу эпоху до тех пор, пока не началась интифада (восстание палестинцев против израильских властей — прим. «Фонтанки»). Она намного уменьшила отчаяние в наших душах, изменила взгляд на самих себя, она позволила нам заявить: Мы были нацией пораженцев, покорных людей с застывшей историей. Однако интифада с ее динамичной историей позволила изменить восприятие арабами самих себя, лучше осознать окружающий мир».

Всего с момента своего существования Израиль пережил семь войн, в трех из которых боевые действия начал сам, и две интифады. К третьей интифаде ХАМАС призывает своих сторонников сейчас. С обеих сторон пролито достаточно крови и сказано слишком много слов, чтобы понять — ситуация разрешения не имеет. В самом деле, не делить же, например, пустыню Негев в процентном отношении к количеству жертв с обеих сторон.

Но война продолжается и тогда, когда солдаты возвращаются в гарнизоны, а партизаны на свои базы. Арабо-израильский конфликт - это не только и даже не столько количество жертв с обеих сторон, сколько противостояние мнений и спор о словах. И здесь в ход идет всё — от разговоров о том, что поскольку у палестинцев никогда не было государства, то они не имеют на него права (почему, собственно говоря, нет?), до избитых страшилок про кровавую мацу.

Случаются и вовсе изощренные примеры. Капрал Армии обороны Израиля Гилад Шалит был взят в заложники 25 июня 2006 года боевиками ХАМАСа, которые потребовали освобождения из израильских тюрем женщин и детей до 18 лет. Спустя три дня Израиль начал операцию «Летние дожди», чтобы спасти капрала. Вся история бурно обсуждалась в СМИ и стала напоминать эпизод из фильма «Хвост виляет собакой» про героя-рядового по прозвищу Старый Башмак. «Летние дожди» закончились экономической блокадой Газы. И вот теперь, когда конфликт вновь разгорелся, уже палестинцы заявляют, что Гилад Шалит был ранен в результате обстрела израильтянами мирных кварталов Газы.

Развивая Клаузевица, информационная война — это продолжение войны обычной другими средствами. На массированную поддержку западными СМИ Израиля, которая неизбежна хотя бы потому, что большинство корпунктов находятся в Тель-Авиве, а не в Газе, Палестина отвечает изобретательной традицией «Палливуда». Этим термином с недавних пор обозначают арабские телестудии, в которых снимаются постановочные сюжеты о конфликте. Недавно, например, в эфире телевидения Газы появился сюжет, в котором жестокие сионисты убивают любимца палестинских детей мышонка Фарфура. Снято в формате новостного сюжета, Фарфура изображает актер в костюме. Вслед за Фарфуром шахидами стали пчелка Нахуль и зайчик Ассуд.

Благородства и стремления к миру в позициях обеих сторон, в самом деле, немного. На террористов-смертников в автобусах Иерусалима найдется осада израильскими войсками Бейрута в 1982 году. Тогда авиация и артиллерия два месяца подряд бомбили город, нанеся ему непоправимый ущерб. На обстрелы ракетами «Кассам» израильских территорий — охота за террористами группы «Черный сентябрь», которые были убиты Моссадом без суда и следствия, к тому же при этом погиб и вовсе посторонний официант. Конечно, они террористы, но как же тогда пресловутые правовые нормы?

Не симпатична администрация Палестины, с погрязшей при Ясире Арафате в коррупции ООП, и ФАТХом и ХАМАСом, которые ныне больше озабочены борьбой за власть, чем решением проблемы независимости. Но и Израильская идеология, которая, с одной стороны, в устах некоторых политических деятелей отчетливо отдает натуральным фашизмом, а, с другой, как бы в качестве платы за Холокост, при случае освобождает власти от любых существующих норм права, мягко говоря, вызывает смешанные чувства.

Но не стоит во всем винить малых сих. В конце концов, государство Израиль, со всеми его недостатками и достоинствами, создали не кибуцники-поселенцы. Его появление стало следствием той системы международного права, эскизы которой были набросаны еще в 1945 году на Ялтинской конференции. Палестина стала одной из разменных монет, которую в своем соревновании использовали СССР и США.

Система с тех пор обветшала и стала тесна, об ООН вспоминают разве что в связи с какой-нибудь культурной деятельностью, однако правил игры никто так и не пересмотрел. Поэтому делать прогнозы по поводу разрешения арабо-израильского конфликта — все равно, что вступать в спор пикейных жилетов. Роль Барака Обамы, цен на нефть, количества жертв и даже Дмитрия Медведева тут совершенно не принципиальна. Стрельба в Газе закончится чуть позже или чуть раньше. Потом она начнется вновь, может быть, на Западном берегу. А, может быть, вовсе арабы начнут убивать друг друга.

Развернуть любой клубок противоречий, который уходит в глубь двадцатого века, фактически невозможно. Слишком много убитых, слишком много слов, причем, как правило, корыстных и нечестных. Примеров немало. Например, Северная и Южная Корея, очевидно, об объединении сами никогда не договорятся, а больше эта проблема никого и не волнует. Южане сами чувствуют себя неплохо, а про северян вообще иногда вспоминает только США в связи с паранойей по поводу ядерной угрозы.

Есть и эпизоды, которые вовсе стали историей, но до сих пор остаются причиной для длительных политических распрей. Например, проблема геноцида армян в Османской империи. Очевидно, что Турция в обозримом будущем не признает его. Массовые убийства армянского населения в 1915 году, несомненно, были (как, впрочем, и турецкого). Но, возвращаясь к Израилю, признание геноцида может повлечь за собой аналогии с Холокостом и соответствующие претензии со стороны армян. Как далеко они могут зайти — неизвестно.

Все эти эпизоды объединяет одно. Это понятия национального государства, самоопределения, суверенитета, которые, зародившись вместе с капитализмом на заре Нового времени, стали малы для нынешнего глобального мира. Перечисленные конфликты могут развиваться более или менее кроваво, но для их радикального решения требуется пересмотр действующей системы международных отношений, который бы позволил создать некие новые институты, действующие в интересах общего блага и гуманизма, а не в угоду какой-то из сторон. Как писали в советской печати, в интересах мира и добрососедства.

К сожалению, такие перемены невозможны без великих потрясений. И они произойдут. Может быть, не завтра, и даже не десять лет спустя, но они неизбежны, и принесут с собой новые неразрешимые конфликты. История не кончилась.

Николай Конашенок,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях