Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-6°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -10

2 м/c,

с-з.

765мм 73%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Афиша Plus «Адмиралъ»: кто за идею платит, тот ее и танцует

«Адмиралъ»: кто за идею платит, тот ее и танцует

550
www.film.ru

Жизнь адмирала Колчака увековечена памятниками и разобрана в десятках исторических монографий. Рано или поздно должна была появиться кинобиография, и она могла стать весьма увлекательной, учитывая, сколь неоднозначной фигурой был прославленный адмирал. Но кого волнует неоднозначность, когда в российском кино идет непрекращающаяся борьба за звание главного блокбастера года?

Москва, середина 60-х. На Мосфильме режиссер Бондарчук (который Сергей Федорович, но играет его Федор Сергеевич, естественно – с волосами, и очень похож в кадре на отца!) снимает кино из прошлой жизни, оглядываясь на пожилую даму, с грустью созерцающую этот бардак. Она не выпускает из рук фотографию красивой молодой женщины в старинной одежде – это она сама много лет назад, надо полагать.

В следующем кадре Александр Васильевич Колчак в жесточайшем бою под Пиллау бьет немца; не успевают снести с корабля трупы убитых матросов, как адмирал уже веселится на балу, выигрывая в фанты поцелуй с первой встречной – ею оказалась жена сослуживца Тимирева, Анна Васильевна. Поцелуй не состоялся, но любовь – да, крепкая как смерть, если верить историческим хроникам и слогану фильма. Никто не успевает сказать «ах», как грянул большевистский переворот, Софья Колчак срочно уехала в Париж, оставив мужа счастливой сопернице. Но не будем забывать, что адмирал преуспевал не только на личном, но и на боевом поприще, о чем нам напоминают создатели фильма, аккуратно чередуя сцены батальные и любовные. Первые (в основном) хорошо прорисованы на компьютере, вторые (увы) целомудренны. Адмирал время от времени говорит «я вас люблю, но прощайте», при этом если и уходит, то ненадолго. Сражаться за единую и неделимую Россию.

Очевидно, что фигура режиссера Бондарчука возникла в начале фильма не случайно: из всех советских режиссеров только Сергею Федоровичу и было бы по плечу масштабное духоподъемное историческое полотно – согнал бы такую массовку, какую не поднять нынешним, будь это даже агентура Первого канала в лице Анатолия Максимова и Джаника Файзиева. Максимов и Файзиев значатся продюсерами «Адмирала» - это, по сути, означает, что за всем маячит их начальник и гуру, гендиректор Первого канала Константин Львович Эрнст, вклад которого в отечественный кинематограф трудно переоценить. По совокупности заслуг, накопившихся за последние несколько лет, Эрнст сотоварищи непременно будут гореть в аду, вопрос только в том, что еще они успеют осквернить, кроме общенационального достояния «Иронии судьбы» и биографии Колчака. А о том, что желает зритель, у них свои представления, вполне сформулированные. Например, им кажется, что раз зритель любит артистов Хабенского, Безрукова и Боярскую, то отчего бы трио не перейти из «Иронии судьбы» в другой фильм и точно так же не порадовать зрителя.

Байопик («Адмирал» выполнен именно в этом жанре), страшно популярный в Голливуде, не подразумевает особой глубины, у этого жанра другие цели. Но российские кинодеятели имеют обыкновение перенимать у зарубежных коллег именно те привычки, которые плохо вписываются в отечественный колорит, при этом совершенно не меняя интонаций. Режиссер «Адмирала» Андрей Кравчук (снявший несколько лет назад фильм «Итальянец», а еще раньше - «Ментов», «Агента национальной безопасности», «Черного ворона»), правда, заранее сдал позиции, заявив, что ни на что не претендует, а снимает все больше про светлые чувства – но из фильма слова не выкинешь. Перманентно целующие иконы герои умирают с признаниями в любви к Родине на устах, Николай Бурляев, плохо загримированный под Николая II, истово играет мудрость, честь и достоинство в пятиминутном эпизоде, а генерал Каппель ведет на верную смерть своих солдат, взывая к Богу, а не к боевой доблести – воспитательный момент налицо? Кроме того, создатели не удержались от авторского взгляда на историю: по сути, «Адмирал» - это такие «Унесенные ветром» на нашем материале. И любит, и воюет Колчак в безупречно белом кителе, на балу прекрасные старомодные лица, извольте-позвольте-только-после-вас. Благородство как непременная составляющая повседневности. Потом приходят грязные дикие большевики, с лицами идиотов, втыкают штыки в белые кости офицеров, бьют стекла в домах, сморкаются пальцами.

Ну и любовь, конечно. Когда в утопическом будущем школьники перейдут на изучение истории по кинофильмам, они непобедимо уверуют в тезис, который, собственно, и пытаются внедрить в умы киномонстры, тяготеющие к прямолинейным школьным прочтениям любых сюжетов мировой культуры: все, что ни случается, случается из-за любви. Создатели «Адмирала» педалируют эту тему, Колчак у них – романтический герой, и пошли куда подальше историки с их размышлениями о сложности и жесткости адмиралова характера. В ход идет все: и картинное выбрасывание сабли за борт, и молитва на коленях, когда вокруг рвутся снаряды, и нежные отцовские взгляды на сына, и символично последняя папироса в портсигаре, выкуренная перед расстрелом. Вроде бы перед расстрелом Колчак пел романс «Гори, гори, моя звезда» (на самом деле) - удивительно, что сто раз пожертвовав исторической правдой, авторы пренебрегли этой фантастической деталью, которая совершенно в духе их концепции.

Концепция же эта довольно проста – при минимуме выразительных средств употребить нас, зрителей, по полной программе, прикрываясь национальной идеей, за которую хорошо проплачено.

Жанна Каренина,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях