Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Налетай, торопись, покупай живопись

Налетай, торопись, покупай живопись

536
www.museum.ru/


К экономическому форуму в галерее Ивана Славинского открылась выставка «XVIII - XXI. Четыре века русской живописи. Запечатленное время». В экспозиции — картины русских художников, среди которых есть известные и даже знаменитые мастера: Николай Рерих, Иван Айвазовский, Илья Машков, Алексей Харламов, Петр Суходольский, Алексей Денисов-Уральский, Филипп Малявин, Никанор Тютрюмов … Не из музейных, а из частных собраний. Имена коллекционеров из соображений безопасности держат в секрете…

На вопрос корреспондента «Фонтанки», кем именно подтверждена подлинность работ, директор галереи Марина Штагер ответила: «Специалистами из Русского музея и Третьяковки». Атрибутированы, однако, не все картины, представленные на выставке. Например, две работы Айвазовского, одного из самых дорогих нынче на мировом рынке художников-реалистов («Перед боем. Корабль «Константин» и «Штиль»), — пока не «опознаны» как подлинники. Известно, что Айвазовский успел написать огромное количество «марин», в их воде можно было бы утопить всю Россию. Но все-таки столько картин, сколько ныне приписывают ему, не потянул бы даже этот гений. Пришлось бы сутками махать кистью, без перерыва на обед!

Зато в подлинности картин, представленных во второй части экспозиции, можно не сомневаться. Ведь ее составляют полотна самого Ивана Славинского, хозяина галереи. Среди одиннадцати картин — уже ставшая знаменитой работа «Хозяин времени», за которую, по утверждениям владельцев галереи, один мистер X. готов отдать миллион долларов ( даже залог уже внес).

В выставке живописи из частных коллекций нынче нет ничего необычного. О ней, пожалуй, не стоило бы писать. Если бы все вместе — выставка, галерея, личность художника — не обозначило некоторые тенденции, ставшие заметными в современном искусстве и арт-бизнесе.

Пиар-технологии

Принятая прежде в рекламе, шоу-бизнесе и моде система продвижения художника или артиста, механизм превращения его имени в бренд, постепенно приживается и в искусстве. Которое, хотим мы того или нет, все больше подчиняется законам рынка.
Иван Славинский — один из первых петербургских художников эры масс-медиа, сделавший ставку на рекламу и грамотный пиар.

Открытие первой в Санкт-Петербурге персональной галереи «Художник Иван Славинский» (по сути, это все равно, что монобрендовый бутик), случившееся летом прошлого года, было обставлено очень эффектно. Чего стоил парад старинных автомобилей, на одном из которых, как героиня песенки Вертинского «Голубая «Испано-Сюиза», прикатила королева гламура Рената Литвинова. Манерная красавица выступила перед публикой, напомнив свою ставшую крылатой фразу «Как страшно жить!». По ее словам, наша жизнь опутана липкой паутиной зла и негатива. Спастись от тотального абсурда бытия можно с помощью искусства. В особенности такого, как живопись Ивана Славинского, под магическое очарование которой она попала.

Да и как не попасть? «Светотени Рубенса и вспышки света Вермеера, драгоценные ткани Веласкеса и одухотворенность предметов Кальфа, эмоциональность импрессионистов и культурное бытие постмодернистов… Соединяя это, Славинский показывает новую реальность, в которой мы с удивлением узнаем такой знакомый и такой разный, окружающий нас современный мир. В соединении ускользающего сюжета и пластических загадок рождается художественное направление, полностью соответствующее сложному и порой запутанному внутреннему эго современного человека, где противоречия, интеллект и потребность в красоте царят на равных правах». Цитируемый пресс-релиз, размещенный на сайте галереи, рассчитан, конечно же, не на искусствоведов, а на потенциальных покупателей, у которых есть деньги, но пока нет никаких познаний в истории искусства. Для которых упоминаемые имена небожителей мировой живописи обладают магическим значением. Помещая имя современного художника в звездный контекст, можно надеяться, что немного звездной пыли перепадет и ему. А покупателям только этого и надо.

Художник Иван Славинский происходит из хорошей семьи. Папа — заслуженный художник Дмитрий Обозненко, мама — искусствовед Галина Патраболова. Сына с детства учили рисовать и даже отправили в СХШ им. Репина при Академии художеств. В середине восьмидесятых Иван впервые приехал в Париж и подзадержался там на долгие десять лет. Начал с Монмартра, где продавал свои картины туристам. Спрос был. Ну а потом пришел успех — и Михаэль Шумахер оказался в числе тех, кто приобрел Славинского, и офис компании Майкрософт украсился одной из его работ. Дела пошли, но тут художник решил вернуться в Россию…

Современный антиквариат

«Все, что здесь выставлено, — холодное, бездушное, концептуальное дерьмо», — написал однажды в книге отзывов министр культуры Великобритании Ким Ховелс после посещения лондонской галереи Тейт, знаменитого музея современного искусства.
Современные художники, желающие привлечь внимание зрителя к своим произведениям, прибегают все к более и более сильным средствам. Цель многих из них — вызвать шок, скандал, сенсацию. Любой ценой.

Не секрет, что публика, посещающая музеи, как правило, не любит и не понимает современное искусство, предпочитая восхищаться шедеврами старых мастеров. Быть может, мы отворачиваемся от современного искусства лишь потому, что видим в создаваемых им образах собственное отражение? Или все это и впрямь бездарное и бездушное, попытка скрыть за эпатажем отсутствие таланта, мастерства и желания трудиться?

На рынке изобразительного искусства идет переоценка ценностей. Интерес к русскому реалистическому искусству, будь это даже ругаемый еще недавно академизм и натурализм, а также к официальному искусству советского периода, резко возрос. Внимание специалистов, публики и коллекционеров, еще недавно концентрировавшееся на авангарде и андеграунде, переключилось на старых мастеров и на современных художников, что работают в том же русле.

В 2004 году на аукционе Кристи полотно Ивана Айвазовского «Исаакиевский собор в зимний день» было продано по цене, превышающей миллион фунтов стерлингов. Картина Ивана Шишкина недавно ушла с молотка на том же аукционе за три с лишним миллиона! Значительно поднялись в цене и работы мастеров советской эпохи, будь это Дейнека, Пластов или даже Налбандян, прославившийся портретами вождей. Ведь художники ленинградской и московской школы, писавшие в 30-80-е годы и продолжавшие реалистические традиции, в большинстве своем обладали не просто талантом, но талантом, отшлифованным академической «огранкой».
Поскольку Шишкина и Айвазовского на всех не хватит (да и не всякому они по карману нынче), растет спрос на так называемый «современный антиквариат». Термин, придуманный одним московским искусствоведом, подразумевает работы современных художников, предпочитающих не искать новый пластический язык, выражающий время, а работать в русле академической традиции. С одной стороны, это легче. С другой —необходим определенный уровень мастерства и школы, по крайней мере, умение рисовать. Иван Славинский рисовать, без сомнения, умеет. Хотя, заметим, само по себе умение рисовать еще не делает никого художником…

Его картины критики относят к такому популярному нынче стилю как фантастический реализм (яркий пример — «Гарри Поттер», побивший все рекорды). Немного тумана, побольше мистики, роскошные костюмы и фантастический антураж, нереально красивые лица и тела, романтические сюжеты, аллюзии и прямые цитаты из истории искусства… Вот рецепт, что позволяет сделать картины, которые удовлетворяют представлениям большинства о красоте. И, что важно, подходят к роскошным интерьерам, которые они призваны украсить. Такое вот интерьерное направление в искусстве. Попросту говоря — салон. «Я хочу, чтобы мои картины нравились людям! И все мои картины нравятся. Так же, как людям нравятся полотна, выставленные в Русском музее. И все без исключения продаются. Что в этом плохого?» – говорит Иван Славинский. Ничего плохого. Только картины эти, скорее, должны восприниматься не как произведения искусства, а как предметы гламурного интерьера. Как атрибут определенного стиля жизни — дольче вита, такой же, как «Порше» и «Бентли», бриллианты от Картье и Шопар, вечерние платья от Армани и Валентино, сумки от Фенди, Луи Вюиттон, каре от Гермес, туфли от Маноло Бланик…

Елизавета Арсеньева,
Фонтанка. ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях