Конфликт вокруг гаражей, входящих в систему петербургского и областного Всероссийского общества автомобилистов, расширился и принял новый оборот. Теперь права гаражников защищают уже две организации, одна из которых делает это дипломатическими способами. Другая – на митингах и за счет гневных обращений к руководству не только Петербурга, но и избранному президенту страны Дмитрию Медведеву. При этом причины самого резонансного события, которое произошло в процессе «гаражной войны», - смерти главы петербургского и ленинградского областного отделения ВОА Дмитрия Трояна – так и остаются нераскрытыми. В этом уголовном деле нет даже подозреваемых. Между тем, проведенный нами журналистский эксперимент показал, что в «гаражном» конфликте страдают интересы не только собственников боксов. При ликвидации автостоянок, входящих в ВОА, будет нанесен удар по бизнесу, который в год может привлекать почти 80 миллионов долларов.
Общественники…
В конце февраля этого года Комитет по строительству Петербурга объявил о планах продать 23 га земли, с расположенными там гаражами и автостоянками. На их месте должны появиться деловые центры и торговые комплексы. Инвесторам самим предстоит решать имущественные вопросы с гаражниками. Как рассказали нам в пресс-службе Комитета, на данный момент в КУГИ для издания распоряжения о проведении торгов переданы документы по двум участкам, на которых находятся гаражи ВОА: вдоль дороги на Турухтанные острова (площадью почти в 4 га) и на Ситцевой улице (площадью около 6,5 га).
Между тем, защитников прав гаражников совершенно не устраивает расклад, при котором инвесторы должны сами договариваться с владельцами гаражей о сумме компенсаций. Как показывает практика, эти суммы варьируются от 20 тысяч рублей до 2 тысяч долларов. Рассказывают, что гаражникам автостоянки «Ветеран» и вовсе заплатили всего по 3 тысячи рублей. Но и за 2 тысячи долларов невозможно купить место в новом паркинге.
Испробовав метод борьбы на митингах и, видимо, разочаровавшись в нем, возглавляемое Эдуардом Дауэнгауэром региональное общественное движение в защиту прав владельцев гаражей пошло, как он говорит, «конструктивным путем». После того, как бывшие гаражники получают компенсацию от инвесторов (кто сколько может), их, как рассказывает Эдуард Францевич, заносят в список на получение места в паркинге.
Предполагается, что построят эти паркинги на деньги самих же бывших владельцев гаражей. А закончить строительство помогут деньги, которые Эдуард Дауэнгауэр предполагает получить от продажи сервисных станций, которые расположатся на первых этажах этих паркингов. За такое удовольствие каждый бывший гаражник заплатит по 150 тысяч рублей. По словам Дауэнгауэра, взамен каждый получит полноценное место в паркинге, рыночная стоимость которого составляет 20 тысяч долларов. Проблема лишь в том, что документально договоренности с городом по этому поводу у движения пока нет. «Есть понимание»,- говорит Эдуард Дауэнгауэр.
Год назад в Петербурге начала работать организация «Андреевский страж». Возглавляет ее бывший депутат ЗакСа Сергей Андреев. Время от времени эта организация собирает гаражников на митинги, а также обращается к органам власти разного уровня с требованиями и предложениями.
Предложения эти, по словам Сергея Юрьевича, сводятся к установке «сноси, но плати». «Андреевский страж» не выступает против сноса гаражей в принципе. Они требуют, чтобы за это город выплачивал адекватную компенсацию. Эту компенсацию бывший гаражник должен получать наличными, или соответствующие суммы должны вкладываться в строительство новых паркингов, в которых бывшим владельцам гаражей будут бесплатно и в собственность предоставляться места.
...и киллеры
Напомним, что как раз в разгар «гаражной» войны, 14 декабря 2007 года, прямо у здания ВОА был избит ее председатель Дмитрий Троян. Через несколько дней он скончался в больнице. Те, с кем мы тогда общались, были уверены: Трояна убили из-за денег.
Мы провели журналистский эксперимент и выяснили, на чем именно можно зарабатывать на территории гаражных стоянок ВОА. Мы объехали около 10 случайно выбранных автостоянок ВОА во Фрунзенском районе. Оказалось, что практически на всех из них работают автосервисы разного масштаба и юридической принадлежности. Большинство из таких организаций арендует ремонтные боксы у автостоянок (первичных организаций ВОА). С виду у этих структур формальности в порядке — есть название фирмы, ИНН, расчетный счет. В большинстве соглашаются на работу по безналичному расчету и охотно делятся реквизитами. Лишь на одной станции, расположенной на ПО «Атико», нам сказали, что работают только за наличность. Заявили, что с безналом много мороки, что они не юрлицо. На клиента они оформляют бланк строгой отчетности и снабжают его печатью с ИНН.
«Все, вам не нужно для бухгалтерии? - поинтересовались у нас двое молодых людей. - Для бухгалтерии проходит».
На ПО-5 и ПО-10 ситуация нам показалась странной. Две эти автостоянки находятся рядом — на Малой Балканской улице. Когда мы зашли в ремзону ПО-10, оказались в боксе. Двое молодых людей что-то чинили. Они охотно согласились посмотреть нашу машину. Оплата наличкой. Когда речь зашла о безнале, другой молодой человек сказал, что у ПО-10 юрлица нет и договор с ней заключить невозможно. Нас переадресовали к человеку, представившемуся руководителем автосервиса на ПО-5 Александром. Он четко объяснил: он работает на ПО-5, но ремонтные боксы на ПО-10 тоже относятся к его автосервису. Конечно, он готов работать за безналичный расчет. Мужчина с удовольствием поделился реквизитами.
Автостоянок ВОА, которые мы посетили, слишком мало, чтобы говорить о незаконном бизнесе и тем более о доходах от него. Но даже из того, что мы увидели, можно сделать вывод: часть денег и, возможно, немалая, идет мимо «кассы».
Сегодня в Петербурге осталось примерно 300 автостоянок ВОА. Если предположить, что хотя бы на двух третьих из них функционируют автосервисы (на самом деле, как нам представляется, больше), то деньги, привлеченные всеми этими автосервисами, могут равняться 156 миллионам рублей в месяц, или, что то же самое, почти 80 миллионов долларов ежегодно. Как показал наш эксперимент, руководство первичных организаций тоже имеет доступ к этим доходам. И вряд ли можно предположить, что их вышестоящее руководство (в районных отделениях и в городском ВОА) не в курсе. Во всяком случае, просто так от этих денег никто не захочет отказываться. Думается, что в этом неафишируемом финансовом потоке и следует искать причины как гибели Дмитрия Трояна, так и сопротивления, которое организуют гаражники против любых попыток властей что-то изменить на огромных площадях, которые в Петербурге занимает эта странная общественная организация.
Светлана Стрельцова,
полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 21 апреля 2008 года.
В гаражной войне прибавилось полководцев и денег
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ