«По сравнению с современными СМИ, Освенцим и ГУЛАГ – просто детская игрушка», - такие картины рисуют представители средств массовой информации, люди, которые могут нести в народ «разумное, доброе, вечное». В среду видные общественные деятели и журналисты собрались на международный форум «Диалог культур и новые технологии» для того, чтобы обсудить сложившуюся в информационном пространстве ситуацию.
«По сравнению с современными СМИ, Освенцим и ГУЛАГ – просто детская игрушка», - такие картины рисуют представители средств массовой информации, люди, которые могут нести в народ «разумное, доброе, вечное». В среду, 6 сентября, видные общественные, научные деятели и журналисты собрались на международный форум «Диалог культур и новые технологии» для того, чтобы обсудить сложившуюся в информационном пространстве ситуацию. Встретились не где-нибудь, а в Эрмитажном театре. И не для того, чтобы побрюзжать и погрозить друг другу пальцем, а чтобы построить конструктивный открытый диалог, что называется «без галстуков».
О том, что в современных СМИ не то, что не отражается реальная картина мира, а зачастую попросту не видны происходящие в городах, странах события, в приличном обществе говорить как-то не принято. Приходя с работы домой, многие миллионы людей упорно включают «ящик» и начинают подпитывать себя информационным продуктом, зато большинство ратует за увеличение количества культурных программ на отечественном телевидении. А вот медийное и культурное сообщество друг с другом как-то не то чтобы воюет, но некая настороженность в отношениях все же есть. «Сегодня при слове «культура» у СМИ появляется настороженность. А у людей культуры при слове «СМИ» - волосы встают дыбом», - так считает «зубр» российского телевидения Анатолий Лысенко. И он не далек от истины. Ведь сейчас культурное событие становится событием с большой буквы лишь при наличии некого скандала или конфликта. И это несмотря на прописную, на первый взгляд, истину, гласящую, что «фонд развития поколений, это и есть фонд развития культуры».
На отечественном телевидении много чего нет. Да, у нас лишь один канал, специализирующийся на культурных событиях. Зато «пипл хавает», при том очень активно, передачи вроде «Дом - 2» или «Блондинка в шоколаде». Да, уже лет 15 нет адекватной передачи для детей. Адекватной не в смысле популярности, а в плане контента. «Игровые способы на современном телевидении для умственно отсталых детей», - говорит Виталий Третьяков, главный редактор еженедельника «Московские новости» и журнала «Политический класс».
Положительный пример подают европейские журналисты. На канале «Евроньюс» 4 раза в неделю выходит программа о современных высоких технологиях. Да и новостям канал уделяет много внимания. Правда, и здесь случаются казусы. Так в начале первой чеченской кампании, когда все российские, да и мировые СМИ, во весь голос говорили о происходящих событиях, «Евроньюс» «очнулся» одним из последних. На то, чтобы понять, что же на самом деле происходит у одного из крупнейших европейских телеканалов, ушло трое суток.
Правда, при всей современной глобализации масс-медиа, зачастую журналисты из разных стран не могут договориться между собой. Простой пример привел директор Агентства журналистских расследований, известный писатель Андрей Константинов. Год назад, когда произошло убийство журналистки Анны Политковской, он находился на международном форуме в Дрездене. Тогда Андрей Константинов предложил собрать международную команду журналистов-расследователей дабы работать над «громким» делом сообща. Сделать этого не удалось. Как не получилось договориться работникам пера из Англии и Швеции о праве первого показа информации, собранной в ходе журналистского расследования команды АЖУРа по «делу» украинского журналиста Георгия Гонгадзе.
Проблем у современных средств массовой информации много, а вот рецепт их решения есть. Им с корреспондентом «Фонтанки» поделился вице-президент Академии естественных наук, ведущий программы «Очевидное - невероятное» Сергей Капица:
- Я думаю, что, во-первых, важно профессиональное объединение и обсуждение проблем, которые перед нами стоят. На быстрые изменения трудно рассчитывать, это система, очень влиятельная, и здесь большие силы играют важную роль. Диалог необходим и мне кажется, что то, что он происходит и активно работает, показывает, насколько это нужно. Наиболее острые проблемы на данный момент стоят в реализации профессиональной ответственности журналиста. Надо понять, на чем она обоснована и чем она ограничена. Потому что журналист, с одной стороны, трибуна, а с другой - он иногда затрагивает интересы самых влиятельных и сильных сторон. Кроме того, необходимо различать роль государства и роль общества. Современное правительство не любит признавать свою неправоту. Это надо уважать. Нельзя сразу ждать резких изменений, это вопрос постепенный. Возьмите проблему Байкала, или вопрос о том, как проложить нефтепровод вокруг озера. Экологические группы об этом говорили, но те, кто клали трубы тоже, грубо выражаясь, «клали». А когда президент к этому делу подключился, оказалось, что проблему можно решить.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру