В распоряжении «Фонтанки» оказалась концепция проведения муниципальной реформы в Петербурге, подготовленная рабочей группой в составе депутатов Законодательного собрания и привлеченных специалистов. Проект, рассматривающий ряд принципиальных вопросов местного самоуправления в Петербурге, был передан Валентине Матвиенко. На минувшей неделе вице-губернатор Виктор Лобко на встрече с представителями депутатских фракций ЗС раскритиковал инициативу. Однако собственный взгляд на муниципальную реформу Смольный так и не представил. Зато, с подачи исполнительной власти, депутаты установили 20-процентный порог явки в законе о выборе муниципальных советов. Причем, не только на сами выборы, но и на довыборы и повторное голосование. Этот порог на муниципальных выборах рискует оказаться недосягаемой вершиной. По мнению ряда участников рабочей группы по этому закону, город рискует остаться вовсе без муниципалитетов и муниципальной реформы. «Фонтанка» предлагает проект рабочей группы вниманию заинтересованных читателей.
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Вообще, в городе с муниципальными выборами происходит полный «ералаш» – так прокомментировала сложившуюся ситуацию депутат Законодательного собрания Петербурга Наталья Евдокимова. По ее словам, никто не знает, когда депутаты будут избираться. Четыре года назад выборы в МО проходили настолько по-разному, что сегодня у нас существует 15 разных дат проведения выборов в различные местные советы». Как рассказала депутат, с 17 по 19 декабря 2003 года для муниципальных депутатов будет организован семинар, где пройдет разъяснение норм федерального законодательства, касающегося местного самоуправления. Федеральное законодательство сегодня позволяет совмещение выборов более низкого уровня с выборами более высокого. А у нас грядут выборы президента РФ, которые состоятся 14 марта. Весь вопрос только в том, что никто не может принудить депутатов местного самоуправления к совмещению выборов. Но есть косвенные признаки того, что они сами на это пойдут.
Первый косвенный признак, по мнению Евдокимовой, – это 20-процентный ценз для того, чтобы выборы состоялись. Сами муниципалы не соберут такое количество избирателей без раскрученной предвыборной кампании. Если уж выборы губернатора в Петербурге, которые были разрекламированы по полной программе набрали не более 30 процентов, то что можно говорить о местных советах, у которых ни сил, ни средств, ни СМИ нет для того, чтобы серьезно разрекламировать и провести предвыборную кампанию. Во-вторых, по норме федерального законодательства, если депутаты не выбираются в муниципальный совет, то в муниципальном совете остается только один человек – председатель. А все остальные уходят в отставку. И в итоге в городе исчезают муниципальные советы. Кому все это может быть выгодно? Если с точки зрения управления городом – выгодно исполнительной власти. Если с точки зрения участия населения в гражданской жизни города – это не выгодно никому. По словам депутата, при Яковлеве было выгодно «иметь 111 муниципальных образований абсолютно безвластных и управляемых».
По мнению депутата Законодательного собрания Игоря Михайлова, 20-процентная явка на этих выборах введена для того, чтобы поднять авторитет местного самоуправления. И такой барьер – всего лишь один из способов достижения этой цели. А единственный выход их сложившейся ситуации – назначить своими нормативными актами выборы на 14 марта. Другую единую дату назначить никто не успеет. А выборы будут проводить муниципальные выборные комиссии – каждая самостоятельно. Если выборы не состоятся – то будут назначены досрочные, в течение 4-х месяцев.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру