Из года в год увеличивается количество дефектов на рельсах петербургского метрополитена. Причина, по мнению специалистов - в снижении качества рельсового продукта, поставляемых для питерского метро. Для выявления возможных дефектов на рельсах и не только по тоннелям каждую неделю курсирует специальный состав.
Знаете ли вы, что развернутая длина рельсов петербургского метрополитена составляет примерно то же расстояние, что и от Петербурга до Пскова? А точнее 296,4 километра. Эксплуатационная же длина путей в двухпутном исчислении - 98,6 км. И за состоянием рельсов на этом расстоянии нужно постоянно наблюдать, дабы избежать проблем и аварий. Поэтому каждую среду в путешествие по линиям питерского метрополитена оправляется не совсем обычный состав. На станциях он лишь слегка тормозит или не останавливается вовсе, двери не открывает, пассажиров не берет. Этот поезд и проверяет состояние путей. За время своей работы он отмерил по подземным питерским железным дорогам уже примерно полмиллиона километров.
Контроль за состоянием подземных сооружений осуществляется постоянно. И прежде всего проверяются рельсы - на них приходится самая большая нагрузка.
Чтобы понять, как ведет себя подземка, когда по ней проходит обыкновенный поезд с пассажирами, еженедельная проверка путей осуществляется под нагрузкой - на вагонах измерительного состава специально установлены утяжелители – чугунные болванки. Такой поезд движется со скоростью около сорока пяти километров в час. Два уникальных вагона в составе поезда - путеизмеритель и дефектоскоп – с помощью установленной в них аппаратуры позволяют контролировать состояние пути. Измеряется ширина колеи, просадки стыков, выявляются скрытые дефекты (мелкие раковины или незаметные глазу трещины). Даже самые незначительные и незаметные дефекты в итоге могут привести к разрушению рельсов и остановке движения. На будущий год в постоянную эксплуатацию собираются внедрить новую систему ультразвуковой и магнитной дефектоскопии, в настоящий момент она испытывается.
В среднем в метрополитене ежегодно заменяется примерно 40 километров рельсов – это нормальный показатель. Однако при обнаружении дефектов рельсы нужно менять оперативно. Для такой оперативной замены в каждом тоннеле создан запас рельсов.
Данные статистики неутешительны: в прошедшем 2002 году, по данным "Горэлектротранса", было обнаружено и оперативно заменено 23 «острых дефектных рельса» - таких, в которых появились опасные трещины. Кстати, в 2001 году этот показатель был ниже - 17 рельсов за год. А вот в текущем, 2003-м году таких рельсов только за первое полугодие оказалось 18. Ветки метро, «преобладающей» по количеству дефектов, нет - практически везде количество неправильных рельсов примерно одинаковое.
Главная причина такого количества дефектов, по мнению специалистов в том, что в последние годы снизилось качество поставляемых рельсов. Рельсы, который используются в питерской подземке, как выяснилось, изготавливают буквально несколько заводов - и выбор небогатый.
Однако, как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе Горэлектортранса, в этом году при Метрополитене создана специальная рельсовая комиссия, в функции которой входит наблюдение за качеством рельсового продукта. Будем надеяться, что рельсы будут более качественные, дефектов станет меньше, а проблем вообще не будет.
Юлия Голубева,
Фонтанка.ру