Каждый день летом с Витебского вокзала на электричках уезжают около двадцати тысяч человек. Теперь их будет провожать АСКОП - автоматизированная система контроля оплаты проезда.
На вокзале, где помимо этого идет общая реконструкция к 300-летию города, поставили 31 турникет. Они оборудованы устройствами контроля оплаты проезда, которые будут считывать с билетов нанесенные штрих-коды. Система действует аналогично той, что уже работает на Финляндском вокзале. Первый турникетный павильон будет работать на вход и выход, чтобы справиться с потоком людей на входе и выходе из метро. Второй откроют только на выход, а третий - на вход к перрону.
Окупить затраты на установку АСКОП стоимостью 64 миллиона рублей предполагают в течение двух лет. При ее строительстве с середины февраля по июль были благоустроены подходы к павильонам и зал пригородных касс. От перрона до железнодорожного моста через Обводный канал к августу вдоль путей поставят двухметровый забор. Таким способом надеются перекрыть большинство лазеек для безбилетников.
В месяц на Витебском направлении покупают примерно 66 - 69 тысяч разовых билетов, в десять раз меньше - абонементов. По оценкам железнодорожников, продажа всех видов билетов после введения АСКОП может возрасти в три раза, как это произошло на Финляндском вокзале. Льготники, приобретая пластиковую карту (под залог в 50 рублей), например, для проезда в направлении Выборга смогут оформить ее и для поездок в Пушкин. Впрочем, будет действовать и ручной контроль для предъявления документов, хотя в таких случаях всегда возникает столпотворение. Многие льготники не желают отдавать даже в виде залога полтинник, чтобы получить такую транспортную карту. Однако к концу года, когда станет доступен проход через турникеты большинства вокзалов, ездить по ним будет удобнее.
По плану ОЖД в этом году головные вокзалы Петербурга и ряд крупных станций должны перейти на АСКОП. Начались проектные работы по введению системы на Балтийском вокзале, на очереди Московский. Осенью турникеты появятся на Удельной, в Старой Деревне и на вокзале в Выборге. Скорее всего к зиме начнут строить систему и в Купчине.
В следующем году поставят на контроль станции: Проспект Славы, Детское Село и Павловск. На оснащенных автоматикой станциях заработают на выходах кассы принудительной продажи. "Зайцам" придется оплатить проезд не меньше чем за четыре тарифных зоны и отдать одну десятую МРОТа в качестве штрафа.
Юлия МИХЕЕВА